Персональный сайт

Колесникова Виктора Николаевича

 

Домашняя

О себе

Книги

Статьи

Фотоальбом

Отзывы

 

 

К А З А К И          

 

Блеща средь полей широких,

Вот он льётся! ..Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далёких

Я привёз тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают тихий Дон;

От Аракса и Евфрата

Я привёз тебе поклон.

А.С. Пушкин.

 

Так приветствовал донской край А.С. Пушкин, сосланный в 1820 году царём на юг, в город Екатеринослав. Вскоре по приглашению генерала Н.Н. Раевского опальный поэт вместе с его семьёй отправился на Кавказ, следуя по почтовому тракту вдоль берега Азовского моря через Мариуполь, Таганрог, Ростов. Проездом они остановились в станице Аксайской. Откуда открывался чудесный вид на Дон и Задонье, совершили поездку в Новочеркасск и в бывшую столицу Области войска Донского -Старочеркасск.

В 1829 году по пути на Кавказ и обратно Пушкин снова посетил Дон, который и вдохновил его на создание этих проникновенных строк.

Широко, в приволье зелёных степей, течёт Дон. И медленно и плавно его течение. Нигде не бурлит он, нигде не волнуется. Медленно и плавно катит свои воды Дон. Будто спит на песчаном перекате, точно и не течёт, а замер, застыл на одном месте. Недаром и зовётся он Тихий. Начавшись в русских землях, медленно и плавно идёт Дон, широко разливаясь в низовьях, делясь на множество рукавов, и наконец свободно и вольно вливается в синие море – море Азовское.

Чем ближе узнаёшь прошлое Тихого Дона - тем крепче любишь его. Сколько людей раскидало свои кости по этой степи, сколько казаков сложило смелые головы по берегам Дона, сколько лежит на дне Азовского и Чёрных морей. Кровавая борьба, неустанная война шла здесь из года в год, изо дня в день, здесь спали не иначе, как с оружием

в руках, здесь жили тревожною боевою жизнью, не зная покоя. Отсюда выходили герои, удивлявшие весь мир своими победами… как же не полюбопытствовать узнать это прошлое, как не пожелать приподнять завесу веков и взглянуть, что же было здесь давно, давно, за много лет до нашей жизни. Кто бы ни шёл с востока на запад - он прежде всего вступал в донские степи, и потому здесь неустанно дрались за право жизни. Скифы и сарматы оберегали свои стада от натиска других народов, надвигавшихся с востока. Они боролись страшным смертным боем в широкой степи донской, называвшейся тогда просто Полем. Да, это и было боевое Поле!

 

М.А. Волошин

Дикое поле.

Голубые просторы, туманы,

Ковыли, да полынь, да бурьяны…

Ширь земли да небесная лепь!

Разлилось. Развернулось на воле

Припонтийское Дикое Поле,

Тёмная Киммерийская степь.

Эх, не выпить до дна нашей воли,

Не связать нас в единую цепь.

Широко наше Дикое Поле,

Глубока наша скифская степь.

 

Н.В. Гоголь.

 

… Когда бранным пламенем объявлялся древлемирный славянский дух и завелось казачество - широкая разгульная замашка русской природы, - и когда все поречья, перевозы. прибрежные пологие и удобные места усеялись казаками, которым и счёту никто не ведал и смелые их товарищи были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: « Кто их знает! У нас их раскидано по всему степу6 что байрак, то казак.» ( что маленький пригорок, там уж и казак.)

Это было точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших её опрокинуть.

Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и. в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать как только может один русский, - всё это было ему по плечу.

… Словом, русский характер получил здесь могучий. широкий размах, дюжую наружность.

А.И. Герцен.

 

Казачество отворило дверь всем нетерпеливым и нелюбящим покоя, всем искавшим приключений и жаждавшим сильных ощущений, всем, рвавшимся к опасным подвигам… оно вполне соответствовало тому

 

буйному началу, которое выражается русским словом «удаль» и составляет одну из характерных черт славян. Казак не хотел знать никакого правительства, кроме выборного, но Родине служил верой и правдой и, не жалея, лил за неё кровь.

Н.А. Добролюбов

 

Что такое казацкая община? Если смотреть на неё с гражданской точки зрения, это союз членов, которые равны по правам состояния и которые и которые управляются сами собой… Казак - лицо типическое, оригинальное, созданное природою и временем.

 

К.Д. Кавелин

Казачество - это поэзия русско-славянского мира. Да и где ей было развиваться, как не там, куда каждый, недовольный своим положением. Бежал пожить на просторе, и где, не стесняемый ничем, он мог по-своему развивать и изведать все свои силы.

 

КАЗАК- каждый отдельный представитель казачьего народа множ. число КАЗАКИ с ударением на последнем слоге.

Женск. род -КАЗАЧКА.

КАЗАКИ - народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа Кос-Сака и Приазовских Славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Асов—Аланов или Танаитов (Донцов). Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точно эпоху и место

 

возникновения нашего имени в его первоначальных формах,

а также неизменность процессов метисации разнообразных племён, при создании единой народности Казачьей и время торжества среди них славянской речи. От глубокой двадцативековой древности и до наших дней звучание и начертание Казачьего имени в источниках подвергалось только незначительным изменениям.

Наша древняя история пока восстановлена только в схеме и потому не раз представляется в искажённом виде, иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков. Вместе с тем, непоколебимой остаётся старая точка зрения, изложенная в географическом труде профессора Московского университета Е.Ф. Зябловского ( Всеобщая география Российской империи, М. 1807г. ч.3 стр. 16) и в учебнике русской географии К.И. Арсеньева, где Казаки указываются в качестве особого славянского народа, занимающего часть России, наряду с господствующими Россиянами и покорёнными Поляками.

КАЗАЧКИ- казаки далёкие потомки первого человека; они тоже знали, что « нехорошо человеку быть одному» и умели ценить своих КАЗАЧЕК, друзей помощниц в трудах и во всех делах праведных и греховных. Они никогда не сомневались, что их жёны – «кость от костей их и плоть от плоти» их казачьего рода. Однако, в истории и литературе принято, по некоторым весьма шатким указаниям, производить казачьих жён от Турчанок, Гречанок, Черкешенок, Русских, Украинок, Калмычек и т.п. И несмотря на то, что такое мнение опровергается археологией, опровергается историей, опровергается здравым смыслом, его придерживаются и многие казачьи литераторы. Между тем остатки поселений на казачьей земле уже для времён доисторических свидетельствуют

Они безусловно случались, но только в виде исключения, а не как общее правило. Казаки и на наших глазах упорно берегли своё племенное лицо и больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови. Всем известно, как Казачки гордились своим происхождением ( «Не боли болячка –я КАЗАЧКА»),как они избегали браков с иногородними, как недружелюбно принимали в станицах чужеродных, казачьих жён, с каким предубеждением относились ко всякому чужинцу. Это отчётливо бросалось в глаза. В 18 веке А.И. Ригельман писал о Донцах: « Жёны их лица круглого и румяного, глаза тёмные большие, собою плотные черноволосые, к чужестранным неприветливы». На Нижнем Дону именно женщины сохранили до наших дней остатки наречия Азовских Казаков, над которым непрочь посмеяться обруселые жители верховых округов и украинизированные Черноморцы, но в котором, как нигде, сохраняется тайна языка казачьих предков, Славян-степников. Всем известно также, какое большое значение имела женщина в казачьей семье как мать и хозяйка, как она умела посвятить себя семейной жизни и воспитать в подрастающем поколении любовь к родной земле, чувство национальной гордости и кровной близости к единоплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением к человеческой личности и к старшим. Свободная, в среде не знавшей рабства, крепостных господ, закрытых теремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала, свои силы, а часто и кровь для её благосостояния и благополучия. Девушка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на её волю и не выдавали замуж помимо её согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества и развода.

Оберегая вдов и сирот от нищеты, обычное право позаботилось о них, установив специальный земельный надел, «вдовий и сиротский» пай. Обычай не разрешал Казачке идти в услужение к богачу. Прислужницами могли быть только пленницы. Женская прислуга и называлась у Казаков «ясырками». Пока Казак был на долгой военной службе, его жена вела своё хозяйство часто в одиночестве. Не зная барщины, в свободном труде она привыкла к аккуратной и добросовестной работе. И если муж сдержал в холе своего коня, то жена не менее любовно чистила и мыла свой курень. Иностранец писал: « Дом и особенно стены в казачьем доме содержатся в такой чистоте, в какой бывает посуда». Л.Н. Толстой в повести « КАЗАКИ» замечает: « Красота Гребенской Казачки особенно поражает соединением черкесского лица с широким сложением северной женщины. Щегольство и изящество в одежде и особенно убранство хат составляют привычку и необходимость в их жизни». Века постоянных боевых тревог выработали в Казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. Умела встать с оружием в руках на защиту своих детей , куреней, станиц. И несмотря на всё это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Воспитанные в героических преданиях родной земли, в эпоху последней борьбы за Старое Поле, за Казачий Присуд (1917-1920), Казачки проявились бескомпромиссными патриотками. История не сохранит имён всех героических участниц казачьих походов и фронтовых страд, но они будут жить в памяти народа.

В безымянных Казачках Кривянской, Заплавской, Бесергеневской и Раздорской станиц, с косами и вилами поддержавших своих мужей в дни борьбы за Новочеркасск 14-15 апреля 1918 года, в тех уральских станичницах, мужество которых признал даже автор со стороны враждебной ( Фурманов): « Уральцы от старого до малого, даже женщины, защищались до последних сил». В эти тяжёлые моменты борьбы за Казачью Идею, когда мужское население станиц билось на фронте, Казачки не только вели хозяйство по домам, но одновременно обслуживали и тылы армии: в зимние стужи, в морозы и метели подвозили к фронту патроны, снаряды и продовольствие, увозили обратно раненых и убитых, среди которых часто бывали и близкие им люди.

Известно, какой стоический героизм проявили Казачки в жестокие годы «раскулачивания» и «сплошной коллективизации». В голоде, в холоде, при постоянном гнёте бесчеловечной власти они сумели всё же возрастить новое крепкое казачье поколение, непримиримое к

поработителям, готовое биться с любым союзником против их власти, предпочитавшее смерть в Лиенце новому рабству в СССР. На протяжении почти всей нашей истории тяжело складывалась жизнь КАЗАЧКИ на широком Старом Поле. Много страданий пришлось на долю матерей и жён. И не без оснований воспел их святые слёзы трогательный казачий сказ:

« Это случилось давно, братья соколы, ещё в те времена, когда Казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, как шум воды на порогах. Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Её и нечем было их освежить. Никто на хуторах не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям и только громче раздавались за ними горькие рыдания. Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к её струям Пречистая Мать, как упала корона с Её головы, упала и скрылась глубоко под водой. –Ах, сказала Она, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда возвратились они в свой Небесный Дом, то увидели на Её золотом троне такие же сияющие зёрна драгоценного жемчуга. –Как же они попали сюда? –воскликнула Она, - ведь я их потеряла. Наверное, их нашли Казаки и передали их для меня. _ Нет, Матушка, - сказал Ей Сын, это не жемчуга, а слёзы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу. Вот почему в казачьей земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами «.

День Казачки –матери праздновался 21 ноября каждого года.

АГРАХАНСКИЕ КАЗАКИ. – 500 казачьих семей, принудительно переселённых за Терек на реку Аграхань. В Полном Своде Законов Рос. Имп. Под № 4462, 5.2. 1724г. говорится: По тому Его Императорского Величества указу, Правительствующий Сенат приказал: « оных Казаков на Аграхань и на Гребни по 500 семей перевесть будущим летом за их провожатыми, и идти им сухим путём». В течении десяти лет эти переселенцы на Сулак и Аграхань « от неприятельского разорения перевожены на житиё с места на место трижды». Многие из них погибли от непревычного климата, малярии и постоянных боевых стычек с местными горцами.

В 1736 г., когда Аграхань и Сулак были возвращены Персии, их остатки, в числе 452 служилых Казаков и их семей, отведены за реку Терек. После этого они в актах называются Терским Семейным Войском, в отличии от полковых Казаков города Терки и вольных Гребенских. Последние отошли за Терек много раньше из Кабарды, где они проживали между верховьями Терека и Кубани и назывались Казаровцами. В 1746 г. они объединились с Семейными, от этого времени они все вместе стали называться Гребенскими Казаками.

АЗОВСКИЕ КАЗАКИ- древние жители Приазовья и Нижнего Дона. Первое известие о них относится к 10 веку, когда Персидская география Гудут ал Алэм отметила Землю Касак между Азовским морем и Кубанью. По русским летописям, княживший там тогда же, Мстислав Томаторканский комплектовал свою дружину из местных племён Казаров и Казяг. Старинные русские историки Болтин и Татищев говорят: что в 1282 г. татарский баскак Ахмат вызвал с Кавказа Пятигорских Черкасов или Казаков и поручил им охранную службу в Курском княжестве. После они же основали город Черкассы на Днепре. Эти свидетельства, без сомнения, относятся к предкам Гребенских и Азовских Казаков. После завоевания Кавказа и Крыма Турками, Азовские Казаки оставались в Приазовских степях, а частично селились в Азове. Они продолжали свои кочевые и военные промыслы. Иногда нападали на московские окраины и на посольские караваны. Однако часть их вызвала недовольство султана и в 1503 г. спасаясь от карательной экспедиции должна была перекочевать в лесо-степь между Северским Донцом и Десной. Отсюда они вскоре предложили свои услуги Московскому великому князю, с тем, что они будут ему помогать в его войнах с Польско-Литовским королём, а за это никто не должен им препятствовать, « со своими жёнами прикочевав, житии у Путивля и слугами бытии». После того, как Азовские Казаки прожили полвека в области Северской, их стали называть Северюками. Перешедшие в осёдлость остались на месте, как Казаки Путивльские, а кочевое племя Сары Азман возвратилось на Дон. Московские и некоторые сохранившиеся ордынские акты от этого времени называют их и Казаками, и Северюками, и Черкесами, а к Азовским относят только ту часть Казаков, которые остались лояльными по отношению к султану и долго ещё не расставались с берегами Азовского моря. Вспоминают их, как Черкасов славянской или русской речи. Язык Азовских Казаков сохраняется на Дону в некоторых чертах диалекта Донских Казаков Низовых или Старых. Остатки Азовских Казаков после присоединения к России Приазовского края, указом от 9 января 1737 г. помещены в гарнизон крепости св. Анны на Дону под их прежним именем. В 1769 г. они распущены и включились в Донскую общину.

 

АЗОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО- составилось в 1828 г. из возвратившихся под власть России задунайских эмигрантов Запорожцев. После разгрома Сичи в 1775г., часть её гарнизона не пожелала покориться и ушла на турецкую землю. Однако жизнь вдали от родины, на новом месте за Дунаем, под властью иноверных турецких чиновников, большинству из них оказалось не по душе. Даже рождённые на чужбине мечтали возвратиться на свои прежние земли и вновь соединиться с братьями по крови-Казаками. В 1828 г. перешли на сторону России с частью

Задунайских Казаков. Когда война окончилась в их распоряжение был предоставлен юрт земли между Бердянским и Мариуполем. Они считались Азовским казачьим Войском до 1864 г., когда все целиком переселились на Сев. Кавказ и влились в Кубанское каз. Войско.

 

АСТРАХАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.

- как организованная военная община, образовалась из остатков Волгских Казаков после переформирования Астраханской казачьей команды в 1-й Астраханский каз. полк. Произошло это в 1750 г. Астраханские Казаки занимают разрозненные юрты вдоль правого берега Волги на всём её протяжении в губерниях Астраханской и Саратовской.

 

БЕЛОМЕСТНЫЕ КАЗАКИ -общины служилых Казаков обосновавшихся в Московии и в 16 веке получивших «обелённые», свободные от податей, наделы земли. Больше всего Б. Казаков находилось на Верхнем Дону и в районах Ельца, Курска, Орла, Путивля. Они управлялись атаманами, но подчинялись местным воеводам; занимались земледелием и несли по очереди гарнизонную и полковую службу, наряду с Казаками -«однодворцами» и «детьми боярскими». В гг. 1794 -1801 большинство из них переселено на Кавказскую линию, оставшиеся на местах после слились с окружающим русским населением.

 

ВЕРХОВЫЕ КАЗАКИ – Казаки, вернувшиеся на Дон с севера, в отличие от Низовых, пришедших с Донца и Северщины (Севрюков, Азовских, Белгородских, Сары-Азманов). Первоначально В. Казаки назывались те, которые проживали в самых верховьях р. Дон, в примыкающим к ни областях. На Старое Поле они возвращались разновремённо одиночками, и семьями, и целыми служилыми станицами от второй половины 16 до начала 18 века. Расселившись на берегах Среднего Дона, они сохранили своё первоначальное прозвище Верховых. Судя по русским актам, граница, разделяющая Верховых и Низовыми, проходила на уровне ст. Цимлянской, где основная казачья речь Донских Черкасов к северу переходит в диалект близкий к русскому орловско-курскому.

ВОЛГСКИЕ КАЗАКИ- вначале переселены с Дона на Волгу Указом от 15 января 1734 г., в количестве 1057 семей из которых 520 –Донцов, а 537- Днепровских Черкасов, проживавших на Дону. Их расселили между Царицыным и Камышином и назвали Волгским казачьим войском. После восстания Пугачёва, большая их часть выселена по Указу от 5 мая 1776 г. в Царицынское укрепление (после станица Кавказская), а потом ближе к Пятигорску. В 1860 г. станицы В. Казаков причислены к Терскому каз. Войску.

ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ - название независимого государства, Донской Республики, принятое Кругом Спасения Дона 18 мая 1918 года. Оно было утверждено постановлением Большого Донского Круга 15 сентября того же года. Атаман Краснов предложил это название для возродившейся Донской Республики, руководствуясь титулом, принятым в царских посланиях на

Независимый Дон в 17 веке.: « Атаманам и Казакам и Всему Великому Войску Донскому». Всевеликое Войско Донское пало под ударами советских армий в начале 1920г.

ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ –казачьи общины, проживавшие во многих пограничных городах Московии и выделявшие своих людей в полковую и станичную службу. Первое отчётливое упоминание о Г. Казаках относится к 1502 г., когда Московский великий князь Иван -3 приказывал княгине Рязанской Агрипине: «Твоим служилым людям и городовым Казакам быть всем на моей службе, а кто ослушается и пойдёт самодурью на Дон в молодечество, их бы ты, Агренина, велела казнити». Но, вероятно, к городовым можно причислить и тех Казаков, которых летописи и акты от середины 15 века называют Городецкими и Рязанскими. Вообще, русские летописи начинают замечать Казаков только через пол века после изгнания их Татарами с берегов Дона, т.е. с того времени, когда они, прийдя в себя на чужой земле, начали боевую службу князьям Рязанским и князьям Московским. Служба Г. Казаков с самого начала носила характер регулярный, а при Иване Грозном и полностью регламентирована специальным уставом. Последнее мероприятие отделяло их от Казаков Вольных и Донских и привязывало к общим интересам Московии. Из них «верстались» Казаки-дети боярские, Казаки-дворяне, Казаки-помещики, Казаки-однодворцы, Казаки –полковые и Казаки станичной сторожевой службы. Г. Казаки назывались именем того города, в котором проживали они сами и их семьи.

За службу правительство расплачивалось с Казаками денежным жалованьем и земельными наделами, поселяя их преимущественно в пограничных городах. Последние волны их переселения поглотила Кавказская линия, куда их станицы принесли названия городов прежней службы. 22 июня 1822 года издано Положение о городовых казачьих полках в Сибири. Это были последние Г. Казаки, которые потом вошли в состав Сибирского, Семиреченского и Забайкальского Войск.

ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ – на совремённом языке

« Горские Казаки», название сохранившееся до недавна за теми Казаками. которые в 16 веке пришли на Нижний Терек из гор-гребней. Коренные Терские Гребенцы начали службу Ивану Грозному в 1577 г. Тогда же царь признал за ними право на берега реки Терека. От 1860г. Г.К. стали числиться в составе Терского казачьего Войска.

 

ДОНСКИЕ КАЗАКИ- одна из ветвей Казачьего народа, народ славянской речи, живущий на берегах реки Дон и его притоков; Д.К. всегда составляли особое политическое общество, возникшее из остатков донских и приазовских племенных образований. Далёкие предки Д.Казаков были в какой-то мере связаны генетически со скифским народом Сака или Саха, туранская часть которых была греческим географам в начале новой эры.

 

ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО

-учреждено в 1788 году распоряжением Русского правительства. После разгрома Сичевой республики (1775г.)

(СИЧ Запорожская- название укреплённого поселения на Днепре ниже порогов, но под этим именем понималась и вся Казачья Низовая Республика), после восстания Пугачёва и укрощения Яицких Казаков, Совет при Высочайшем дворе постановил истребить и Сич Запорожскую. Казачье имя на Днепре было изъято из официального обращения. Но в 1788 г. Казаков снова стали называть их прежним родовым именем. Было учреждено Войско верных Казаков Черноморских и Екатеринославское Войско , в которое вошли Казаки, находившиеся до этого на положении мещан и крестьян. К ним же причислены какие то старообрядцы и «разные выходцы», вероятно, потомки булавинцев, скрывшихся в своё время на землях Запорожского Низа. Это войско было упразднено в 1802 г., а Казаки , его составлявшие, к 1804 году поселены вместе с Донцами на Кавказской Линии.

ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО-

Организованное военное общество из сибирских Казаков и коренного населения Тунгусов и Бурят. Сибирские Казаки появились здесь впервые около 1639 года. К этому времени они уже состояли в московском служилом разряде и способствовали расширению русских границ Сибири.

ЗАПОРОЖСКИЕ КАЗАКИ - для эпохи между 16 и 18 веками так назывались все без исключения Днепровские Казаки; до этого времени они считались Ордынскими Казаками. Русские называли их Запорожскими Черкасами.

После того, как пала Сичевая Республика под ударами русских (1775г.), а её казачье население, в качестве особого благодеяния, получило право переселяться на Кубань,

 

туда стали стекаться и многочисленные «Малороссийские Черкассы», возродившие прежнюю общественную жизнь в Кавказских казачьих Войсках. В Приазовье древнюю колыбель казачьего рода, они возвратились. После семисот лет пребывания на Днепре. Многие Запорожские Казаки ушли в Турцию; их потомки и теперь ещё населяют четыре местечка Анкерманского уезда.

КУБАНСКИЕ КАЗАКИ. –

коренные жители правого берега р. Кубань и Приазовья. Под своим именем Кубанские Казаки появляются в исторических источниках только перед концом 17 столетия, но истории известны Казаки проживавшие в тех же местах, и раньше. В сентябре месяце 1708 года. после того как Дон был занят русскими войсками. Остатки армии Булавина вместе с семьями тоже ушли на Кубань. Повёл их атаман Игнат Некрасов. На Кубани Некрасовцы основали несколько новых поселений между прежними Кубанскими Казаками. Казаки объединились здесь в Великое Войско Кубанское, куда принимались все Казаки,

уходившие от насилий. Приходили Донцы, не смирившиеся с новыми порядками на Дону, приходили Волгские Казаки, потерпевшие от Петра-1 в 1709-1710 годах, пришла и часть Запорожцев после поражения под Полтавой. В 1790 году имя «Запорожцев» было убрано с исторической сцены одним росчерком царского пера. На их место призваны к жизни Черноморские Казаки. в 1792 году место, ушедшего отсюда Великого Войска Кубанского ( они переселились на Азовско-_Моздокскую линию). А их место заняли бывшие Запорожские Казаки. Вместе с тем за спиной казачьих станиц вдоль Азовско-Моздокской линии основана полоса земледельческих поселений. Между 1794 г. и 1801-м годом вместе с Казаками Дона и Днепра, населившими многие станицы, к их жителям добавили некоторое число однодворцев и государственных крестьян Курской, Орловской и Воронежской губерний.

ОРДЫНСКИЕ КАЗАКИ - осёдлое казачье население, которое выставляло очередные ополчения, которое располагалось на границах и принимало участие в походах на запад, но из его же среды выходили и своевольные подвижные группы, совершавшие самостоятельные набеги на соседей. В то время о Казаках сложилось представление, как о племени мало зависевшем от ханов и составлявшем как бы отдельную орду. Таким образом, все Казаки могли долгое время считаться ордынскими.

ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО - казачье военное общество, созданное по проектам Правительствующего Сената и оренбургского губернатора. Завоевав Казанское царство (1552 год), Русские получили возможность продвигаться и дальше на азиатский восток. В 1574 году царский воевода Иван Нагой с Прикамскими Казаками продвинулся на р. Белую и основал там Уфимское укрепление. В 1586 году заложен город Самара, при чём первоначально его население составили Волгские Казаки. В 1755 году последовал указ об учреждении Оренбургского Казачьего Войска, причём старшинство его службы стали вести от 1574 года, от того времени, когда новый Уфимский городок занял казачий гарнизон. К основным кадрам Ор.Каз. В., стали также добавлять служилых Казаков из западно-сибирских городов, с Верхнего Дона и из Тамбовской провинции, сюда же попало не мало Запорожцев и штрафных с Нижнего Дона.

 

СИБИРСКИЕ КАЗАКИ –в широком значении, все Казаки, проживающие в Сибири и прежде объединённые там в Войска, но в частном смысле наименование С.К. относится только к Казакам, организованным в Сибирское Казачье Войско с центром в г. Омске. После завоевания Западной Сибири небольшим отрядом атамана Ермака Тимофеевича, С.К. по собственной инициативе продвигались всё дальше на Восток. Не прошло и шестидесяти лет, как эти «землепроходцы», преодолев все опасности, появились в самых отдалённых пунктах Северо- Восточной Азии и вышли к берегам Охотского моря. По большей части. Они принадлежали к поколениям тех «сынов Тихого Дона», которые в конце 14-века должны были покинуть родную реку и скрыться от Татар в лесных областях новгородского севера: в Югру, на реку Каму и Сев. Двину. Старшинство Войска считалось с 1582 года.

СЛОБОДСКИЕ КАЗАКИ- Запорожские казаки ушедшие из границ Речи Посполитой в 1638 году. В бассейне Верхнего Донца они основали много слобод и хуторов, подчинились власти московских государей и составили Слободское Казачье Войско. На Москве известны также под именем Черкасс- слобожан. В 1816 году, название Слободское Казачье Войско упразднено, а Казаки по правам приравнены к государственным крестьянам. Часть Казаков выселена на Кавказскую линию в новооснованные станицы.

СЛУЖИЛЫЕ КАЗАКИ- казачьи общины и Казаки-одиночки, принявшие на себя службу интересам царя московского; появление С. Казаков связано с разгромом донских берегов Мамаем (1380 г.), Тохтамышем (1382 г.) и Тамерланом (1395 г.); после этого остатки Донцов скрылись на окраинах Руси от южной лесостепи до Белого моря и оттуда верстались на царскую окраинную службу. Первые С. Казаки вспоминаются в русских летописях в 1468 году. В последней четверти 16 –века многие из них целыми станицами переселились на Дон, Терек и Яик, а затем массами безработных и обедневших воинов хлынули на казачьи реки в связи с преследованиями «раскольников» и толпами «голутвенных» пополнили войско Степана Разина; тысячи погибли при Петре Первом на его новостройках, а остатки городовых и полковых С.К. уже в 19 веке переселены в новооснованные Сибирские Войска и на Кавказскую линию.

 

ТЕРСКИЕ КАЗАКИ - Казаки живущие вдоль берегов реки Терек; о их жизни в глубокой древности сохранились лишь только некоторые свидетельства. Среди них было много горских Казаков, а потому первоначальные общины Т. К. назывались гребенскими.

ТОРГОВЫЕ КАЗАКИ- Регламентированное сословие, выделявшееся из казачьей народной среды, Термин «КАЗАК-КУПЕЦ» встречается в киевских актах уже в начале 16-го века; тогда оно относилось к Запорожским и Путивльским Казакам. Были Казаки купцы и на Дону с давних пор, но, подчинившись русской власти, все они должны были отбывать служебные повинности сами или нанимать за себя заместителей. Только 1-го сентября 1804 года, по представлению атамана Платова, был издан высочайший Указ, по которому Казаки, посвятившие себя торговой или промышленной деятельности, освобождались от очередной военной службы, но обязывались платить в кассу Войска по сто рублей в год за всё время службы их сверстников. Кроме того Т.К. своим коштом должны были поставлять рыбу, икру, виноград, груши, и другие фрукты для «презента» от Войска императорскому двору.

СЕМИРЕЧЕНСКИЕ КАЗАКИ- небольшая казачья группа поселённая в Средней Азии для охраны границы с Монголией; по языку близки к Уральцам. Переселение Казаков в Туркестан началось в 1849 году. В 1867 году учреждены Семиреченская область и Семиреченское Казачье Войско, подчинённые Туркестанскому генерал-губернатору. В 1833 году к границам Монголии добровольно переселились некоторые Сибирские Казаки. В 1875 году туда же были сосланы или добровольно выселились Уральцы, не признавшие положения о всеобщей воинской повинности.

УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ.- проживают вдоль реки УРАЛА; до 1775 года они назывались Яицкими и пользовались относительной автономией, хотя уже император Пётр 1 наложил на них свою тяжёлую руку и ввёл Яицких Казаков в общую систему русского государственного управления.

УССУРИЙСКИЕ КАЗАКИ- одна из передовых колонизационных казачьих общин, поселённых русским правительством на реке Уссури, для освоения новоприобретённых земель в Приморской области на Дальнем Востоке. Первоначально они состояли в Амурском казачьем Войске. Но в 1889 году выделены из него в отдельное Войско и после непрерывно пополнялись добровольным переселением отдельных казачьих семей с Дона, Урала, Кубани. Казаки несли охрану своего участка границы с Китаем.

ХОПЁРСКИЕ КАЗАКИ- Казаки проживающие от древних лет вдоль реки Хопёр.

ЯИЦКИЕ КАЗАКИ- прежнее название Казаков Уральских.

ОБЫЧАИ. ЗАПОВЕДИ КАЗАЧЕСТВА.

 

КАЗАЧЬЯ ДОЛЯ.

… Древнейшие казачьи поселения на Дону, Днепре, На Тереке, На Урале были устроены на земле, которая никому не принадлежала. Это была широкая, 400-500 км, полоса степи, тянувшаяся от южных отрогов Уральского хребта и северных берегов Каспийского моря, с востока на запад, по северным берегам Азовского и Чёрного морей до карпатских гор. А на севере от этой полосы находились линии украинных городов- крепостей московского государства. По этой равнине в течение многих веков разные кочевые народы из глубины Азии приходили в Европу. Ко времени образования казачьих поселений 15- 16 веков эта местность от Волги до Днестра носила название «Дикого Поля». Казаки владели занятой ими землёй по праву владения-захвата и справедливо считали, что она им не пожалована московскими царями или российскими императорами, а завоёвана казачьей кровью и закреплена казачьими могилами. Жизнь в пограничной полосе подвергала казака постоянной опасности со стороны соседей-кочевников. Вследствие этого поселения казаков носили характер укреплённого военного стана - обносились валом и рвом. Мужчины все были вооружены и выезжали на полевые работы, рыбную ловлю, на охоту или пасти скот и лошадей вооружёнными. Женщины и девушки также умели владеть огнестрельным и холодным оружием, и история казачьих войн знает случаи, когда женщины в отсутствие мужчин, находившихся в походе, защищали свою станицу от нападений неприятеля. Жизнь полная опасностей, вырабатывала людей с сильным характером, неустрашимых, выносливых; вырабатывала в них находчивость, умение защищать свою жизнь, свои права и имущество. Среди казаков царило полное равенство и на руководящие посты выбирались люди, отличавшиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами. Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каких-либо иных оснований казаки не знали.

Удалённые на сотни и тысячи километров от тогдашних государственных центров, казаки должны были сами создать для себя власть на месте. Это была власть выборная (войсковой атаман), ограниченная в своих действиях только волею народного собрания казаков- Войскового Круга. Атаману были подчинены все вооружённые силы , равно как и выборные исполнительные власти в Войске. На своих народных собраниях казаки вырабатывали и нормы, по которым действовала эта власть. Раз принятое решение по какому-либо вопросу запоминалось в народной памяти и применялось в аналогичных случаях, становилось обычаем, и таким образом создавалось Войсковое право, которое регулировало все стороны казачьей жизни. Духовенство также было выборное и избиралось казаками из наиболее уважаемых, грамотных и религиозных людей. Священник не только удовлетворял религиозные потребности казаков. но был для них учителем и судьёй. Казаки были глубоко преданы своей православной христианской вере, но вместе с тем отличались полной веротерпимостью. Не говоря уже о старообрядцах, которых в среде казаков было много, в Кубанском Войске были казаки горцы-магометане, а в Донском была крупная группа казаков калмыков-буддистов. Возвращаясь из своих походов, казаки отдавали часть военной добычи на свою церковь, и этот благочестивый обычай сохранился до позднейшего времени, когда казаки той или иной станицы, отслужив законный срок в воинской части, возвращались домой и привозили в станичную церковь, серебряные церковные сосуды, Евангелие в дорогой оправе, иконы, хоругви и другие церковные предметы. Создавая самостоятельные порядки, своё управление, свой казачий «присуд»-Войсковое право, казаки, однако, сохраняли тесную связь с Россией- связь религиозную, национальную, политическую и культурную. На свою борьбу с турками, татарами и другими кочевыми народами казаки смотрели как на государственную службу. Они несли эту службу совершенно свободно, без принуждения, в силу добровольно принятой на себя задачи - охранять и защищать границы Родины. Трудно в краткой записке изложить громадные услуги, оказанные казаками Российскому государству. Мы можем отметить наиболее крупные события славной истории казачества. Ещё в 14 веке (1380 г.) казаки помогли князю Московскому Дмитрию победить татар, почти 300 лет владевшим русским народом –татарское иго. В конце 16 –начале 17 века казаки помогли русскому народу изгнать поляков, занявших Москву, и кандидат казаков Михаил Фёдорович Романов был избран на царство в 1613 году Земским собором, созванным из представителей всего населения. В 18 веке казаки не только участвовали в войнах, которое вело Московское государство, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и с крымским ханом. Запорожцы и Донцы на своих лодках переплывали Чёрное море и осаждали турецкие и крымские города. Донские казаки, с помощью запорожцев, в 1637 году взяли сильнейшую турецкую крепость Азов, которая стояла в устье Дона и преграждала казакам выход в Азовское море. Взяв Азов, казаки послали в Москву посольство и предложили московскому правительству принять эту крепость. Московское государство только что пережило 15 лет Смуты (1598-1613), т.е. революции, гражданской войны и иностранной оккупации (поляками), было слабым и не решилось принять Азов, опасаясь войны с Турцией. Донским казакам самим пришлось защищать Азов от 250-тысячной турецкой армии. Казаки отстояли крепость (знаменитое Азовское сидение), но потом были вынуждены покинуть её и позже должны были дважды ходить под Азов вместе с полками императора Петра 1, при котором эта крепость была взята окончательно в 1698 году. Во внутреннюю жизнь казачьих земель центральное правительство не вмешивалось. Время от времени царь посылал своих послов к казакам с милостивыми словами и подарками для войска. Казаки ежегодно, с наступлением зимы, по установившемуся санному пути, отправляли в Москву большое посольство (свыше ста человек), называемое «зимовой станицей», которая должна была передать царю ходатайство о нуждах казаков и принять царское жалованье. Царское жалованье состояло из определённой суммы денег, огнестрельных припасов (свинца, пороха, ядер, пушек, пищалей), хлеба и сукна. Сношения с казаками шли через Министерство иностранных дел (Посольский приказ), ибо все казачьи земли находились на положении как бы союзных земель Московского государства. Казачья привольная жизнь, отсутствие крепостного права, возможность добывать богатую добычу в чужой земле привлекало большое количество беглецов из разных частей Московского государства в казачьи земли, с чем центральное правительство вело постоянную борьбу. Казачьи права, казачьи вольности были в то время (17-18 веках) идеалом для русского народа, но противоречили системе государственного управления, построенного на централизме и крепостном праве. Одним из краеугольных принципов казачьего права было основание « с Дону выдачи нет», по которому всякий переступивший границу земли Войска Донского превращался в вольного человека. При Петре 1 казачьи вольности были значительно урезаны. Казачьи области в 1721 году были переданы из Министерства иностранных дел в военное Министерство. Исконное право казаков избирать себе атамана на Кругу было уничтожено и войсковые атаманы назначались уже верховной властью. Казаки сохранили личную свободу, свободу от податей (подушной и земельной), но зато несли поголовную воинскую повинность, отправляя за свой счёт, т.е. приобретая за свои деньги, не только бельё, обувь и платье, но и воинское обмундирование, холодное оружие, лошадь с седлом; только винтовку казак получал из казны. Этот закон оставался в силе до революции 1917 года. Благодаря такой системе формирования казачьих полков и батарей обходилось правительству необычайно дешево, причём оно могло постоянно располагать первоклассной боевой силой, всегда подготовленной, дисциплинированной. Высокие боевые качества казачьих воинских частей зависели как от прекрасного людского материала, с детства приучённого к военным упражнениям, к военному строю и к военной службе, так и от офицерского и командного состава, также состоявшего исключительно из казаков. Казаками командовали казаки. И офицер, и рядовой казак вырастали вместе в одной станице, как вместе росли их отцы и деды. Один получал образование и становился офицером, командиром по профессии; образование же другого составляла местная школа, и, отслужив действительную службу, он возвращался в станицу, занимался земледелием. Казак-офицер отлично знал психологию каждого своего подчиненного, на что он годен, как будет держать себя в бою. В свою очередь казаки верили, такому командиру, потому что он был свой брат, верили, что он не поведёт их вслепую, не даст непосильной задачи, не пошлёт на убой. Только при таких условиях создаётся гармоничное единство военной части, которое наделяет его непобедимой силой. В течение 19 века Российское государство использовало казаков преимущественно как военную силу. Например, при нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки вышли на службу поголовно, от 17 до 60 лет. Под предводительством атамана Войска Донского М.И. Платова казаки значительно способствовали разгрому французской армии. Во время 60-летней кавказской войны благодаря природным качествам казака и его умению владеть лошадью разведка русской армии лежала главным образом на казаках. Следует отметить участие казаков в обследовании новых земель в Центральной Азии. Знаменитые путешественники И.Н. Семёнов, ген. Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, географические заслуги которых признаны всем учёным миром, пользовались помощью казачьих отрядов в обследовании дотоле неведомых азиатских областей. Чтобы получить правильное представления о казаках, надо иметь в виду, что казаки были не только военными, но и большое количество казачьей молодёжи начиная со второй половины 19 века шло в высшие учебные заведения-университеты и политехникумы. Для получения высшего образования правительство предоставляло льготы по отбыванию воинской повинности, а войсковая власть давала стипендии. Как всегда и везде, в высшую школу шли наиболее одарённые и талантливые люди. Из них вышло значительное число профессоров, врачей, инженеров, агрономов, священников, учителей, архитекторов, художников и т. д. В большинстве, по окончании образования, они возвращались в свои родные места и их работа значительно содействовала культурному и хозяйственному подъёму уровня местной жизни. Россия знает и помнит не только имена полководцев графа М.И. Платова, графа А.К. Денисова, А.И. Иловайского - героев войны с Наполеоном в 1812 году, Бакланова, Слепцова-Кухаренко -героев кавказской войны, А.М. Каледина, Л.Г. Корнилова, П.Н. Краснова,- героев первой мировой войны и казачьих вождей-патриотов, но и имена учёных: геолога И.В. Мушкетова, историка А.Ф. Щербины, географа А.Н. Краснова, металлурга Н.П. Асеева, профессоров В.В. Пашутина, Г.Н. Потапина; а также писателей Ф.Д. Крюкова, Р.М. Кумова, художника Н.Н. Дубовского и поэтов А.А. Леонова, Н.Н. Туроверова. Свою многовековую службу Российскому государству казаки завершили всеобщим участием в первой мировой войне 1914 -1918 годов. Во время революции 1917 года, сопровождавшейся крушением фронтовых армий, особенно проявились высокие качества казака. Казачьи воинские части на фронте не разошлись, а установили подлинный демократический строй и тем самым сумели сочетать революционную свободу с государственным порядком. Всеобщим голосованием они учредили в каждом войске выборное народное собрание с законодательными правами: Войсковой Круг на Дону, Войсковая Рада на Кубани, выбирали войсковых атаманов, установили независимый суд и независимый контроль над расходованием местных средств. В казачьих областях во время революции соблюдался полный порядок, жизнь протекала спокойно, права личности были ограждены и имущество не подвергалось революционному отчуждению. Все, кому удавалось вырваться из объятой революционным пожаром России и переехать в казачьи области. Спасли свою жизнь и остатки своего имущества. Через полгода после начала революции, когда надвигавшаяся анархия и развал фронта угрожали самому бытию государства, российское правительство созвало в августе 1917 года в Москве государственное совещание, на котором от лица всех 12-ти казачьих войск выступил выборный атаман Войска Донского А.М. Каледин.

Среди революционного угара это было трезвое, БЛАГОРАЗУМНОЕ СЛОВО ЛЮДЕЙ, которые призывали к жертвенности во имя спасения родины, требовали создания сильной, независимой и авторитетной власти, призывали к сохранению государственного единства России, к воссозданию военной силы и к бережному расходованию народных средств, к труду и порядку. К глубокому сожалению, эти трезвые голоса не были услышаны. Когда в России Коммунистическая партия большевиков вооружённым восстанием свергла Временное российское правительство в Петербурге и захватила власть в свои руки, казаки не признали эту власть общегосударственной. Они объявили свои области самостоятельными впредь до образования в России всенародно признанной общегосударственной власти. А когда коммунистическая власть направила вооружённые отряды Красной Гвардии против казаков, временно заняла казачьи области и стала насилием и террором устанавливать там свои порядки, казаки через полтора-два месяца восстали против неё и вместе с русскими частями Белой Армии три года вели вооружённую борьбу. Справедливость требует признать, что из всего многомиллионного населения Российского государства только казаки как народ в массе организованно восстали против коммунистического насилия. Шли на борьбу все способные носить оружие, и в одной воинской части можно было встретить отца, сына и деда. Остальное население помогало бойцам: возили на фронт оружие, патроны, продовольствие, фураж, а обратно домой везли больных, раненых и убитых. Противники казаков, желая опорочить их, указывали, что они восстали против советской власти и вели с ней борьбу, потому что были контрреволюционерами и хотели посадить царя на престол. Это неправда! Там, где лилась кровь, надо быть справедливым и к врагам. Казаки боролись за право устраивать свою жизнь самим, за свободу против грубого насилия, за демократию, против диктатуры пролетариата, за государственность, право и порядок против произвола и анархии. Борьба казаков не увенчалась успехом: в руках Советской власти были громадные запасы снаряжения и вооружения русской армии, оставшиеся от мировой войны, и неисчерпаемый источник живой силы. Казаки были раздавлены этой силой и должны были покинуть свою родину в 1920 году. Следует помянуть, что ушли с родины не только те, кто с оружием в руках боролся против коммунистической власти, но и их семьи, значительная часть гражданского населения. В процессе второй мировой войны также значительная часть населения казачьих областей Северного Кавказа (Дона, Кубани, Терека), занимавшихся немецкими войсками, ушла в эмиграцию и слилась с ранее ушедшими казаками. Дальнейшая судьба этих людей была предрешена Ялтинским соглашением в феврале 1945 года и до сих пор является предметом различной оценки и спорного толкования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписка из советской военной энциклопедии (Т.4, Воениздат, 1977 год).

…Первая мировая война, сопровождавшаяся ростом обнищания народных масс, привела к тому, что во время Февральской революции казаки перешли на сторону народа.

…Интервенция стран Антанты и резкое обострение классовой борьбы в Советской республике, вызванное иностранным вмешательством, усилили колебания среднего казачества и дали возможность зажиточной части и офицерской верхушке свергнуть в 1918- 1919 годах Советскую власть на Дону, Кубани, Урале, Оренбурге и Сибири и создать в этих областях контрреволюционные правительства, возглавляемые атаманами…В ходе войны, пройдя суровую школу колчаковщины и деникинщины, трудовая массы казачества перешли на сторону Советской власти. Вступив в советские кавалерийские части, соединения и объединения, трудовое казачество вписало героические страницы в историю борьбы Красной Армии за победу в гражданской войне. В рядах Красной Армии самоотверженно сражались советско-кавалерийские части, соединения и объединения под командованием Думенко, Каширина, Миронова, Будённого…

Состоявшийся в феврале –марте 1920 года 1 Всероссийский съезд трудовых казаков закрепил переход казаков на сторону Советской власти. Постановлением ВЦИК 1920 года на казачьи области распространялись действующие в РСФСР общие законоположения о землеустройстве и землепользовании, что положило конец существованию казачества как особого сословия. 20 апреля 1936 года ЦИК СССР отменил существовавшие для казачества ограничения, касавшиеся службы в Красной Армии. Перед Великой Отечественной войной были сформированы казачьи кавалерийские дивизии, а в ходе войны ( декабрь 1941 г.) и казачьи кавалерийские корпуса, которые наряду с другими кавалерийскими соединениями мужественно сражались с немецко-фашистскими захватчиками. Кавалерийские соединения под командованием генералов: П.А. Белова, Л.М Доватора, Н.Я. Кириченко, И.А. Плиева, А.Г. Селиванова и др. показали в войне высочайшие образцы самоотверженности и героизма. «

Странная судьба… Страшная судьба казачества…

Мы привели специально две противоположные точки зрения на роль казачества в гражданской войне: белогвардейскую и коммунистическую, при разночтении они сходятся в одном: казаки были обречены как социальная группа. Но вот тут начинается странное противоречие: упразднённое в 1920 году как социальное явление, казачество, оказывается, продолжало существовать! Иначе чем объяснить его появление в 1936 году? Казаки, истребляемые в гражданскую войну и многие годы спустя, казаки, скрывавшие своё казачество, заполнявшие собою все поры ГУЛАГа, «показали высочайшие образцы самоотверженности и героизма в Великой Отечественной войне. Кроме физического уничтожения, казаков старались истребить и духовно. Методично искажался исторический облик казака, нагнеталась ложь. Вот, например, такие строки из газеты 1919 года 4 февраля « Известия ВЦИК»:

«Казачья масса настолько некультурна, что при исследовании психологических сторон этой массы приходится заметить большое сходство между психологией казачества и психологией зоологического мира.» «В ухе казака обыкновенная серьга, а то иногда их даже две. Иногда приходится видеть казака, у которого даже в носу проделана дырка для вставления особого сорта кольцеобразного приспособления.» Это не бред сумасшедшего. Автор статьи либо Троцкий, либо Главнокомандующий всеми вооружёнными силами республики Вацетис. Опубликованная в центральной прессе, эта ложь стала ещё одной строкой в приказе ко всем силам республики: « Убивай – КАЗАКИ не люди!» Мы не станем говорить о том, как исполнялся этот приказ. Это помнят в каждой казачьей семье, это рубец в каждом казачьем сердце!

 

НОВЫЕ КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ.

 

  1. Люби Россию, ибо она твоя Мать и ничего в мире не заменит тебе Её.
  2. Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы.
  3. Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.
  4. Все, кто идёт против Отчизны твоей, -враги.
  5. Только в борьбе за счастье Родины ты обретёш своё утерянное право.
  6. Веруй твёрдо в правоту своего дела, ибо вера - единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну.
  7. Люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины.
  8. Зови всех свободных и сильных вперёд.
  9. Мир, красота, любовь и правда - вот лозунги на твоём знамени на путях к России.
  10. Соблюдай правила и обычаи народа твоего. Никогда никого не поучай с высока, но объясняй и советуй и только тогда, когда у тебя совета спросят. Тогда станица - любое казачье объединение станет домом тебе, отцом и матерью твоими.

 

 

ОСНОВНЫЕ КАЗАЧЬИ ТЕРМИНЫ,ПОНЯТИЯ,СИМВОЛЫ,ЗНАКИ.

 

АТАМАН- звание каждого выборного вождя, начальника, лидера в казачьих обществах. На Дону известны атаманы: Войсковые, Главного войска, Походные, Наказные, Зимовых станиц, округов, станиц, посёлков, хуторов, мелких отрядов.

БАШЛЫК- кавказский и казачий покров на голову; шьётся из тонкого сукна в виде квадратного мешка с двумя открытыми сторонами и с длинными лопастями в открытом углу. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака и его отношение к службе в данный момент: башлык, завязанный на груди, означал, что казак отслужил срочную службу; перекрещённый на груди - следует по делу; концы, заброшенные за спину, -свободен, отдыхает.

БУЛАВА –деревянный стержень с металлической (серебряной) шишкой на верхнем конце; в древности служил оружием; символ военной власти, которой наделяется атаман.

БУЛАТ –кованная сталь высокого качества, идёт на выделку ценных клинков; самый лучший булат-дамасский.

БУНЧУК –общевойсковая казачья регалия в виде конского хвоста, выпущенного из серебряного шара на длинной палке. Знак Ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам как подтверждение его значимости и присутствия атамана. В армии часть функций бунчука унаследовали полковые и именные штандарты.

 

БУРКА- войлочный мохнатый плащ, широко распространенный на Кавказе и у Казаков.

 

ЕСАУЛ- помощник, заместитель атамана.

ЗИМОВАЯ СТАНИЦА- казачье посольство в Москве.

ЗНАМЯ - шёлковое полотнище с изображением государственных эмблем. Знамя служило символом полкового объединения, святыней, за которую каждый воин должен был биться не щадя жизни.

КАПЛИЦА -небольшая часовня, часть собора или отдельное культовое сооружение или церковный придел. КРУГ – у Казаков служит обозначением всякого народного собрания, - высший орган законодательной власти у донских казаков, решавший важнейшие вопросы казачьей жизни.

КОЛЬЦО –мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке - девушка на выданье. На правой - просватана. Кольцо с бирюзой - жених служит (бирюза – камень тоски). Золотое кольцо на правой руке –замужняя, на левой - разведённая ( развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки –вдова ( второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке не носил).

ЛАМПАС - цветная полоса тонкого сукна, шириной в три пальца, нашитая на внешний шов синих казачьих шаровар. Возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрёл значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету - к войску. Лампас введён в казачью форму во время Екатерины 2 для Донцов и Сибирцев - красного цвета, для уральцев – малинового, для Оренбургцев - тёмно-голубого, для Астраханцев, Семиреков, Забайкальцев, Амурцев, Уссурийцев - жёлтого, Терцы и Кубанцы вместо лампаса нашивали серебряный галун. Лампас стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.

НАГАЙКА – короткая, твёрдая плеть для наказания коня, знак есаульца и приставов на Кругу. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке к двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостья или старика, который был обязан её вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна и обида или грех провинившегося не прощён.

НАСЕКА – род булавы, знак достоинства низших казачьих начальников и станичных атаманов; длинная деревянная трость, обвитая резьбой в виде веток и окрашенная под орех, а на ней серебряная головка, небольшое шаровидное навершие, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насекою. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

ПАЛАШ –однолезвийное холодное оружие с длинным прямым клинком длиною 80 -90 см., с заточенным для уколов концом, вкладываемым в ножны. Прототип казачьего палаша с эфесом ( рукоятка холодного оружия сабли, шашки, палаша и т.п.) без охранной дужки.

ПИКА –колющее оружие степного воина с древком саженной (сажень –2м. 13 см.) длины, с тупым металлическим основанием и трёхгранным втульчатым наконечником-остриём; применялась почти исключительно во время конных атак.

ПОСОХ –символ старости и мудрости. Члены Совета стариков всегда все сидели, опершись на посох. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, -особое важное сообщение.

ПОГОНЫ- неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста, Обязательно носились казаком до выхода «на льготу». Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

САБЛЯ –обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении во время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на круги по праздникам.

СЕРЬГИ (у мужчин) - означали его роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, серьгу в правом ухе. Две серьги -единственный ребёнок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега, играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.

ТЕМЛЯК – петля из кожи или из чёрной ленты, подвешенная на эфесе шашки; у рядовых бойцов украшена кистью из кожи, а у офицеров- кистью или жолудем из витой серебряной канители; во время рукопашного боя надевался на руку.

ФЛАГ - национальный символ; четырёхугольное полотнище разнообразное по размещению цветных полос и рисунков. Флаг, вывешенный на мачте или корме судна, указывает его государственную принадлежность. Флаг служит идейным и декоративным украшением домов, улиц и парадов. Казачьи государства, объявив в 1

917 году самостоятельность. Избрали себе следующие цвета:

Всевеликое Войско Донское- сине-жёлто-красный,

Расположенные сверху вниз равными горизонтальными полосами; Кубанский Край – сине-малиново-зелёный, в том же порядке; Терек – весь голубой с извилистой белой полосой по диагонали.

 

ФЛАГ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО

Флаг Всевеликого Войска Донского был утверждён в мае 1918 года на Кругу спасения Дона. Он состоял из трёх продольных полос равной ширины: синего, желтого и красного. В постановлении Круга по этому поводу было сказано: « Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области - донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков - синий, у калмыков - жёлтый и у русских - алый». В 1996 году решением Законодательного собрания Ростовской области к левой стороне флага были добавлены белая полоса, составляющая 1/5 часть ширины полотнища и символюзирующая единство Ростовской области и России.

ПЕРНАЧ –знак высшего атаманского достоинства, серебряная позолоченная булава с навершием грушевидной формы, которое поделено на восемь долей. Похожее на птичьи перья; образуемое ими навершие укреплено узким концом на окованной серебром трости, общей длиною около 80 см. Пернач вручался новоизбранному Войсковому атаману. ГЕРБ – эмблема государства, организованного общества, города или знатного рода.

ГЕРБ ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО.

Герб Области Войска Донского был утверждён 5(17) июля 1878 года. Он представляет собой изображение геральдического щита, разделённого вертикально на три части. По бокам на синем поле находятся символы атаманской власти: слева – пернач, насека и бунчук, то же и справа. В центре на сером фоне над рекой изображена красная крепость. Над щитом изображены двуглавый орёл, а над ним большая корона. За щитом крестообразно расположены четыре знамени с двуглавыми коронованными орлами. Внизу щит обрамляет Александровская лента, символ неразрывного единства народов, проживающих на Дону.

В 1996 году этот герб был несколько переработан: добавлены золотой колос под изображением крепости, старые знамёна заменены на знамёна Российской Федерации и Ростовской области, убрана большая корона.

ШАПКА - не всякая, специального образца, - знак обладания юридическим полноправием. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Кругу казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости (не казаки) должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

ШАШКА , первоначально сабля – символ всей полноты прав у казака, а также обладание им паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда «старик терял силы» и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему. Шапку и шашку казак мог потерять только вместе с головой. На Кругу голосовали шашками, Не обладавший полноправием шашку носить не смел. По решению Круга казак мог быть лишён права ношения оружия на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казачества.

ШПАГА – колющее оружие. Состоящее из клинка и рукоятки (эфеса).

ЮРТ - земельное владение станичного общества.

ЯЗЫК КАЗАЧИЙ – в литературной и канцелярской формах мало отличается от языка русского, а народная речь делится на несколько диалектов, из которых одни больше, а другие меньше отличаются от того же русского языка. Каждый из них отражает исторические этапы пребывания Казаков, массовых изгнаний с родной земли, и указывает на ту среду, в которой они проживали, когда были принуждены покинуть колыбель своей народности – Северный Кавказ и Подонье. Язык Казаков несёт на себе отпечаток всех крупных перемен, выпавших на долю Казаков за многие века. Вне казачьей истории, понять причины их многоразличных говоров невозможно. Живя неоднократно на чужой земле, они воспринимали особенности речи окружающих их Славян тем легче, что и раньше пользовались одним из славянских языков. Так, например, на Средний Дон наши предки возвратились с орловско-курским диалектом, а на Верхний- с тамбовско-рязанским.

ЯСЫРКА - пленница взятая на востоке; в прошлом веке так называли домашних прислуг, домработниц.

Ясырь - военная добыча; в частности пленники взятые в набеге.

 

ГИМН ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО.

Слова и музыка Ф.И. Анисимова.

Утверждён 20 октября 1918 года.

Всколыхнулся, взволновался

Православный Тихий Дон

И послушно отозвался

На призыв свободы он.

 

Зеленеет степь родная.

Золотятся волны нив.

И с простора долетая,

Вольный слышится призыв.

 

Дон сынов своих сзывает

В Круг Державный Войсковой.

Атамана выбирае

Всенародною душо

В боевое грозно время,

В память дедов и отцов

Вновь свободно стало племя

Возродившихся донцов.

Славься, Дон, и в наши годы

В память вольной старины!

В час невзгоды -честь свободы

Отстоят твои сыны.

 

В 1996 году этот гимн, исключая 3-й и 4-й куплеты, был принят Законодательным собранием Ростовской области в качестве гимна Ростовской области.

 

НАША ПАМЯТЬ.

Сегодня, в наше смутное время, встают тени прошлого над просторами России, в её казачьих землях. Новое молодое поколение даже с разорванной памятью ищет следы своих предков-казаков на родной земле и в зарубежье. Кровь казачья тревожит нашу память, напоминая нам, чьи мы дети и внуки. Вот почему в рядах возрождающегося казачества много молодёжи и людей в возрасте, и они чувствуют себя одной братской семьёй - мы казаки.

Ещё новые правители России не осознали до конца этого явления – «возрождения казачества», оно поставило в казачий строй тысячи людей –потомков казаков России. Быстро. Внезапно. Для себя мы, казаки, требуем только вернуть нам право наших предков – дедов и прадедов - право защищать Россию, право переустраивать и возрождать её по обычаям казачьей демократии. Мы не посрамим памяти наших предков - казаков ни перед собой, ни перед родиной. Мы не должны быть Макарами-интернационалистами, родства не помнящими, ибо тот, кто не знает или не помнит прошлого, недостоин своего будущего. Дорого обошёлся коммунистический эксперимент нашей России. Он ещё продолжается, мы продолжаем платить по счетам Мировой революции судьбами своими и судьбами своих детей. Разбросала судьба казаков по всей России и в зарубежье, спят вечным сном павшие в боях братоубийственной войны наши деды-казаки в земле Родины, расстрелянные в подвалах ЧК или порезанные из пулемётов в балках и оврагах, умершие в концлагерях, надорвавшиеся на лесоповалах и утонувшие на лесосплавах, задавленные обвалами в шахтах, погибшие в тайге. Вечным сном спят они в мерзлой земле тундры у Магадана, в Приморье, Сибири, Средней Азии и Казахстана, в Уральской тайге. Лесом заросли места спецпоселений и могилы у них. Время сровняло холмики на могилах больших, а холмики маленьких могил, умерших от голода и болезней казачьих детей сровняло ещё раньше. На смерть согнали казаков в гиблые безлюдные места вместе с семьями, чтобы они не бежали к семье или от семьи. В первые один-два года ссылки умирали от голода, тоски и болезней самые старые, отдавая последний кусок малышам, и самые маленькие тоже вымирали, так как слишком мал был тот кусочек. Да и разворовывались даже эти крохи доблестными чекистами, присягнувшими коммунистической идее. Только глухая тайга да пустынная степь хранит плач матерей на детских могилах. Алым диким цветком-тюльпаном весной души пропавших и погибших казаков больших и маленьких распускаются на короткое время весной в родных степях Дона, Украины, Кубани, у Урала-реки. В Семиречье. Мы не должны предать их память. Это нужно не им, а нам в первую очередь, если мы не хотим, чтобы нашу память не предали наши дети.

 

ЛАЗОРЕВЫЙ ЦВЕТ.

Цветком лазоревым на Дону

называют красный тюльпан.

Ю. СУХАРЕВ.

Памяти павших на полях сражений, замученных, расстрелянных, умерших и погибших в ссылках и концлагерях, упокоившихся на чужбине посвящаю.

 

Исстари поверье есть в землях казачьих,

Что души казаков пропавших в войну,

Лазоревым цветом на вешних курганах

Свечкою алой горят на ветру.

 

Казаки - опора Российской державы,

Вы с властью советскою стали враги

И страшна зарубка от шашки казачьей,

В сече кровавой гражданской войны.

 

Приказ – « РАССКАЗАЧИТЬ!»-пылают станицы,

Горит под ногами донская земля,

А семьи казачьи везут эшелоны

На Север- в уральские концлагеря.

На лесоповалах, в снегах Ныроблага,

В землянках, в бараках, на рейдах сплавных

Мрут от досады и тонут казаки,

Никто не считал сколько сгинуло их.

 

Не скоро в России пройдёт лихолетье,

Не скоро над Донщиной встанет рассвет,

Лишь памятью горькой, на вешних курганах

Каплями крови -ЛАЗОРЕВЫЙ ЦВЕТ.

 

Ныроблаг – сеть лагерей, тюрем и поселений спецпоселенцев в уральской тайге Ныробского ( самого северного и безлюдного) района Пермской области, один из сотен «островов ГУЛАГа» на территории СССР. Их было много: Печлаг(на Печоре), Карлаг (Караганда), Колымлаг(и), Воркутлаг, Горлаг(Норильск), Джезказганлаг, Степьлаг, Экибастузлаг, Волголаг, Озерлаг и пр.

  

   

     

 
 

 
 

 
 

 
 

 

 

 

 

 

 
     
     
Сайт создан в системе uCoz