Персональный сайт

Колесникова Виктора Николаевича

 

Домашняя

О себе

Книги

Статьи

Фотоальбом

Отзывы

 

 

 

З Е М Л Я Д О Н С К А Я.

П О К О Р Е Н И Е Д О Н А.

Земля Донская стала широко известна со времён появления казачества. Она сформировалась на значительной части Дикого Поля, занимавшего громадные территории междуречья Дона и Днепра. На севере и западе она упиралась в лесостепную зону, а на юге подходила к берегам Чёрного и Азовского морей. С древних времён её пересекают кратчайшие пути из Европы в Азию, идущие с запада на восток и с севера на юг. Этот естественный, с относительно мягким климатом перекрёсток среди бескрайних плодородных степей, разрезаемых полноводными реками и озёрами с обширными лесами по их берегам, полными диких животных, богатый рыбными запасами, издревле притягивал к себе племена и народности.

Дикое поле- географическое название, укоренившееся за казачьей степью. Казаки же именовали его своим Старым Полем или Казачьим Присудом. Дикое Поле –степь, где племена Касаков, Славян-Казаров и Асаланов, слившись некогда воедино, образовали казачий народ. Казачьи предки неоднократно изгонялись с Дикого Поля стихийными и непреодолимыми силами кочевников, но при первой же возможности их поколения возвращались назад и отстраивали заново свои разрушенные поселения.

Казачий Присуд, Дикое Поле в понятии наших предков, присуждённое Богом, историческое право Казаков владеть Старым Полем, берегами реки Дона и Донца «сверху до низу» и « с низу до верху». В сознании европейских Казаков всегда сохранялась твёрдая уверенность, что земли, на которых столетиями протекала жизнь их предков, принадлежат им одним, никем не подаренным, а присуждены им в удел самим Богом. Поэтому они всегда защищали их упорно и пролили в боях море крови. Независимые казачьи общества сопротивлялись всем попыткам завоевания ещё в древние эпохи.

В том случае, когда не хватало сил, наши полукочевые предки снимались с мест всем народом и переходили в безопасные области, с тем: однако, чтобы при первой возможности возвратиться в основную и тревожную колыбель казачьей народности - донские берега и Приазовье. В этом смысле, самыми печальными эпохами в древней жизни наших предков было время Половцев-Куманов, когда Касаки-Черкасы перекочевали на Днепр. А также последний век владычества золотой орды, во время которого Касаки и Бродники были принуждены скрыться в пограничных лесах Северной Руси от Оки до Белого моря или в горах Кавказа.

Донщина оказалась на путях «великого переселения народов». В эпоху великого переселения народов из Центральной Азии на запад двинулись орды гуннов, которые сметали всё на своём пути, достигают южных степей, где и после них три столетия подряд господствуют только кочевые племена. В седьмом веке Придонье и Приазовье уже входят в Хазарское царство, образованное на Северном Кавказе. С этого периода на Дону начинают появляться и укрепляться славяне, в особенности после того, как в 965 году киевский князь Святослав разгромил хазарское царство и овладел древней крепостью Саркел. В результате этого похода по Дону, Донцу и Осколу погибла цветущая и культурная жизнь десятков ясско-славянских городов и посёлков. Не удивительно, что Подонские Бродники на Калке в 1223 году оказались на стороне монголов и способствовали поражению Руссов. После гибели Хазарского царства (965г.), остатки его славянского населения вошли в состав державы Томотарканской и в дальнейшем упоминаются в русских летописях и актах, как Бродники, Козары, Сара Азманы, а иногда и как Севрюки. Известно, что все эти прозвища принадлежали казачьим предкам. После 1240 года, когда все Восточные славяне стали данниками Золотой орды. степные казачьи земли и Приазовье, на Дону и на Днепре попали в границы татарской империи. Когда татарская сила начала упадать, то Казаки, видя, что Россияне начали противиться Татарам, также напали на них всеми силами. В борьбе за освобождение от татаро-монгольского ига исключительно важную роль в истории нашей Родины сыграла Куликовская битва. В 1380 году 8 сентября на холмистом поле между реками Непрядной и Доном войско Дмитрия Донского и донскими казаками сокрушило несметные полчища татар. Прошло ещё целое столетие, прежде чем Русь окончательно освободилась от татарского гнёта. Донские казаки в 1395 году оставили берега своей реки, преследуемые татарами. В конце пятнадцатого столетия донские казаки начали возвращение на те днепровские и донские юрты, которыми владели при татарах и которые испокон веков считали своим «Присудом». В массе своей они пришли назад на старое поле христианами с древнеславянской речью. Письменное упоминание о постоянных казачьих поселениях относится к середине шестнадцатого века. Ногайский князь Юсуф жаловался тогда Ивану 4му на то, что казачий атаман Сары-Азман, построив на Дону три городка, беспрестанно тревожит его кочевья смелыми набегами. На это последовал дипломатический ответ: « На Дону живут разбойники без нашего ведома… мы и прежде сего посылывали истребить их, но люди наши достать их не могут.» Таким образом, в конце шестнадцатого века на Дону сложилась воинская казачья община, автономное положение которой и древний обычай: « С Дону выдачи нет!» - были официально признаны Московским государством.

Первоначально демократическое самоуправление войска Донского строилось по принципу выборности и общего решения жизненных вопросов. На войсковом кругу избирался атаман, его помощник, есаул и писарь, которые все обязаны были беспрекословно подчиняться. Гордые и своенравные донцы – «буйственники и удальцы противу сосед и земляков своих» - не терпели никаких притеснений. Они далеко не всегда исполняли волю царя и часто нарушали его указы. Казаки нередко расправлялись с царскими послами, которые держали себя высокомерно с ними и неуважительно относились к войсковому кругу. По преданию, один из первых известных нам знаменитых на Дону атаманов, искателей правды и доли, - Ермак Тимофеевич,- несмотря на запрет Ивана Грозного, громил корабли богатых русских купцов и топил суда персидских и бухарских послов. Царь приказал изловить и казнить отважного атамана вместе с его помощниками, но Ермак ушёл на Каму (1581), в короткий срок покорив Сибирское царство, чем и завоевал себе в русском Отечестве славу и бессмертие. Дальнейшая история казачества связана с многолетней героической борьбой против турецкой экспансии в устье Дона и на Азовском море. Важнейшую роль в территориальных поползновениях Османской империи играл город Азов, откуда турки, стремясь уничтожить казачество, совершали вылазки, а также оказывали поддержку крымским татарам и ногайцам в их походах на южные земли русского государства. Возмущённые жестокостью и вероломством врагов, казаки проявляли чудеса храбрости, не раз одерживая победы в неравных схватках. Яркие страницы в истории казачества занимают антикрепостнические движения 17-го и 18-го веков, которые, возникнув стихийно на Дону, разрастались до размеров всенародной борьбы. Бегство крепостных крестьян на Дон, где они становились вольными людьми, было одной из форм сопротивления классовому насилию. Однако классовые противоречия быстро обнаруживались и здесь. Расслоения казаков на богатых (домовитых) и бедных (голытьбу), выделение казачьей верхушки, которая захватывала лучшие пастбища и угодья, присваивала львиную долю военной добычи и царского жалованья, разрушало прежнюю демократичность общины, порождая социальные конфликты. Используя казачество для освоения и защиты обширной территории на юге страны, царское правительство всячески стремилось подчинить его своему влиянию. Наступление на казачьи вольности встречало сопротивление голытьбы.

В годы Смуты донские казаки приняли участие в первой крестьянской войне под предводительством Ивана Болотникова, которая была одним из крупнейших социальных движений в истории России., потрясших основы всего государства. Одной из причин этой войны была попытка угнетённых слоёв тогдашнего русского общества освободиться из-под гнёта бояр, дворян и царя. Были, впрочем, и другие причины восстания, ибо в нём на стороне Болотникова сражалась и часть дворян, недовольных боярством и царём. Донские казаки наряду с другими социальными группами русского государства приняли участие в восстании Болотникова. Историк И.И. Смирнов, автор обширного исследования под названием «Восстание Болотникова», прямо указывает, что наряду с холопами, крестьянами, стрельцами и посадскими людьми в восстании под предводительством Болотникова участвовали и казаки. Говоря о причинах участия казаков в восстании, Смирнов считает, что это в основном была

 

 

боязнь воцарения самодержавно-крепостнических порядков на Дону. Восстание Болотникова проходило в 1606-1607г.

Царь Борис Годунов в конце 16-го века основал город «Царёв Борисов». Этот город был построен для обуздания Донских казаков. Следующей мерой в этом отношении стала закрытая граница между Московией и Доном. Основываясь на праве сильного, Борис Годунов не постеснялся глубоко внедриться в Старое Поле, половецко-татарские степи, которые никогда до этого Московии не принадлежали. Казаки приняли все эти мероприятия царя Бориса, как бесправные и враждебные их действия. В ответ на них они способствовали устранению его династии с московского престола и сразу после этого разрушили до основания построенный им город. До этого времени у всех казаков сложились довольно крепкие традиционные отношения с Московскими государствами. Царь Иван Грозный, будучи юродствующим тираном в своей стране, умел ценить услуги казаков, не претендовал на их Старое Поле, а наоборот, не раз подтверждал их права на Дон и Терек своим словом. Сам он исторических прав на них предъявить не мог, так как казачьи земли никогда не принадлежали Московии, потому и оставлял их во владении казачьих республик. Не хотел только делиться водным путём по Волге, который приобрёл по способу завоевания. В январе 1613 года на Земском соборе, согласились избрать казачьего кандидата Михаила Фёдоровича Романова. 21 февраля он был провозглашён царём, ему принесли присягу участники Земского Собора и жители Москвы. Не присягали только казаки. Смута закончилась, и одновременно между казачьими республиками и московскими царями, на полстолетия возобновились традиционные отношения взаимного благожелательства.

В первой половине 16-го века на Дону образовалось самостоятельное речное государство. Это христианская казачья республика основана Азовскими и Белгородскими казаками, а потом она массово пополнялась их единоплеменниками казаками с окраин Московии и Великого княжества Литовского, возвращающихся из полуторавековой невольной эмиграции. К концу 16-го века она уже выросла в мощное военное и полностью суверенное политическое общество, готовое помериться силами с турецким султаном. Сто лет до своего исхода на Дон казачьи станицы выполняли сторожевую службу, они стали в Московии значительным фактором, не только военным или экономическим, но и социальным. Теперь массовый уход казаков нарушал привычный строй в стране, но задерживать их силою не всегда было возможно. Они возвращались домой на свою историческую землю и становились желанными членами возрождающегося народа. Поэтому то и установилось, как закон, правило « С Дону выдачи нет.»

Царь Михаил Фёдорович продолжал политику лояльности по отношению к донской республике, но однажды сделал неудачную попытку принудить её к покорности при помощи духовно- религиозных влияний Русской церкви. На Дон пошли упрёки патриарха Филарета, его угрозы отлучить казаков от церкви за непослушание. В ответ на это, через два-три десятилетия, на Дону возникло стремление освободться от духовного давления Москвы, путём обособления в старообрядчество, религиозные формы упразднённые патриархом Никоном. Большинство казаков не приняло его церковные реформы. Протест против них частично проявился в движении Разина.

Раскольниками на Дону стали не только рядовые массы, но и Войсковые атаманы. Московское государство, которое было раньше далёким и маленьким, вдруг приблизилось, усилилось и устроилось. Раньше оно отрекалось от казаков. « Казаки-де,- писали из Москвы,- люди вольные, нам неподчинённые»; теперь, после того как в Москве убедились, какая большая сила Донское войско, от него не отрекались, но просили донцов не трогать ни татар, ни турок, пока Москва с ними в мире. Грамота за грамотой напоминали нашим предкам об этом.

В конце 1666 года по царскому повелению начался розыск беглых на Северном Дону, где скопилось особенно много казачьей голытьбы. Ситуация там становилась взрывоопасной для боярской Москвы. Степан Разин, почувствовал настроение на Дону, решился действовать- «идти в Русь». Крестьянская война тем временем разрасталась. Отряды повстанцев стали появляться в местах, не столь отдалённых от столицы Московского царства. В силу своей стихийности и неорганизованности как военная сила, восставшие, громившие помещичьи имения и боярские вотчины, крайне редко могли оказать серьёзное сопротивление воинским отрядам, которые рассылались властями. От имени царя Алексея Михайловича Стенька Разин был объявлен «воровским атаманом». Царь и его воеводы приняли свои меры против распространения разинского давления на Русь. По приказу царя с Дона начали вывозить оружие, чтобы Разину нечем было вооружить своих сторонников; государевы войска блокировали все пути, ведущие на Дон. В довершение ко всему Степан Разин со своими ближайшими сподвижниками был предан анафеме. 12 марта 1671 года анафему им в Москве пропел патриарх Иоасаф. Вскоре это проклятие Разину пропели во всех московских храмах, а затем она прокатилась по всем храмам православной Руси. Это было серьёзным ударом по Разину и его планам поднять Русь голутвенную. Дон был ослаблен разногласиями, что позволило сторонникам Москвы схватить и выдать Разина, не считаясь с древним обыкновением убежища.

Однако, всё русское творчество, как и актовый материал, сильно искажают образ этого выдающегося казака. Разин совсем не поводырь босяковатой российской голытьбы или восставшего крестьянства, как его часто изображают, а вождь широкого идеологического движения, возникшего в казачьей среде и имевшего основной целью борьбу за человеческую личность и, прежде всего, за достоинство казаков. Национальная казачья история видет в Степане Разине борца за интересы Дона. Лилея в душе какие-то чисто казачьи планы, он просто не успел их осуществить и выявить; что главной целью его движения было ослабление могущественного соседа и укрепление политических позиций независимой казачьей государственности, что бурное развитие начатого им дела, помимо воли, увлекало его далеко в сторону, заставило отдать слишком много сил чужим интересам и привело к прямо противоположным результатам. С тех пор минули столетия. Фигура Степана Разина, сложная и противоречивая, до сих пор привлекает к себе историков, литераторов, просто любознательных людей. Одни считают Разина разбойником, другие видят в нём защитника угнетённого люда России. Наверное, он был и тем и другим: он был сыном своего века, сложного и противоречивого…К началу 18-го века казачье Подонье было окружено московской оборонительной линией от Астрахани до Бахмута, занимая Азов и построив Таганрог, Россия замкнула полное окружение.

В 1675 году от казаков потребовали, чтобы они выдали нескольких людей, обвинявшихся в разбоях и бежавших на Дон. Казаки отвечали: »Мы никогда не выдавали людей с Дона; Дон только и держится пришлыми людьми. Если мы станем выдавать, то и весь Дон разойдётся. Каждый будет искать другого пристанище». Тогда в 1682 году было издано запрещение казакам принимать свободных и помещичьих людей. По войсковой границе поставили пропускные посты и стали осматривать идущих в войско людей. Но, тем не менее, люди продолжали идти на Дон из России. Окрестные помещики жаловались, что у них не хватает крестьян для обработки полей, что они не могут выполнять правильную службу, так как люди от них уходят в казаки. В 1701 году за соль стали брать налог. Но налог этот не касался казаков. У казаков были свои солеварни в Бахмутовском городке. Против них стоял Изюмский полк малороссийских казаков. Полковник этого полка стал притеснять казаков, требовать с них налог за солеварни. Бывший в Бахмутовском городке станичным атаманом К. Булавин горячо заступился за казаков. Когда Изюмскому полку было приказано отобрать в казну Бахмутские солеварни, Булавин их не отдал, собрал казаков и разорил угодья Изюмского полка. Началась открытая война между изюмцами и донцами. И вот, из-за этой борьбы с изюмцами разгорелось на Дону настоящее восстание. Мятежники дрались робко. Они чуяли неправду за собой, чуяли мерзость своего поступка. Царские войска их легко рассеяли. На место Булавина войсковым атаманом государь приказал избрать Петра Рамазанова. Это был первый атаман, избранный казаками войска и утверждённый в звании государём Российским. С 1708 года войсковые атаманы на атаманство сажаются уже по воле царя. Царские войска продолжали усмирение Дона. Большинство мятежников быстро сдавалось при приближении войска. Среди них почти не было казаков. Это был пришлый сброд, те толпы распущенных, ленивых крестьян, которые легко было замутить, поднять, но которые также легко сдавались. Лишь небольшая партия казаков с атаманом Некрасовым ни за что не желала покориться. Она перешла турецкую границу и просила султана принять их к себе. Султан отвёл им место для поселения. Некрасовцы участвовали потом во многих войнах султана и считались храбрейшей конницей в Турции. Их потомки вернулись в Россию только в 1962 году и живут сейчас в Ставропольском крае. Казаки были недовольны новыми распоряжениями. Особенно стесняло их то, что Азов был занят русским государственным флотом. От них как бы отняли то море, владеть которым они привыкли многие сотни лет. Они думали возмущением вернуть себе прежнее значение на море, вернуть прежнюю самостоятельность, вольность Донского войска…

Пётр 1-й знал о казачьих настроениях. В 1707 году он показал, что не намерен считаться ни с казачьими правами, ни с казачьими обыкновениями, ни с договорами своих предков. мало считавшийся со средствами и деятельный император Пётр-1 постановил закончить Покорение Дона. Отменил право выбирать атаманов и решать дела всенародным собранием кругов и в 1721 году передал управление казачьими делами из Посольского Приказа в Военную коллегию. Окроенные со всех сторон и потерявшие миллионы гектаров земли Казачьего Присуда, вошли в расширявшиеся границы Российской империи. Дон был завоёван, но полностью не покорился. Кондрат Булавин вошёл в историю, как воплощение идеи казачьей свободы и независимости, хотя ему и не удалось довести сопротивление сильному завоевателю до победного конца. При Петре Великом закончилась самостоятельная, вольная жизнь донских казаков. Они вошли в состав громадной Российской Империи не столько как земельная область, сколько как военная община. Раньше походы совершало всё войско. Говоря о действиях донцов, мы говорили и о всём войске. Да оно и было невелико: 8-10 тысяч человек всего. При Петре войско пополнилось людьми. Но это уже не были охотники, гулебщики, промышлявшие добычей, а были прикреплённые к земле трудом хлебопашца свободные люди. Их вызывал император на войну, и они собирались в полки и шли воевать уже по царской воле.

С этого времени кончается история войска Донского как самостоятельного военного братства, и начинается история его как части Русского государства, части русской армии. С этого времени героями Дона становятся не вольные атаманы донских дружин, а донские генералы и офицеры, простые казаки, прославившие имя своё в боях и сражениях или в мирном труде ради государства Русского, ради Русской империи. Но и в это время, как и раньше, больше всего отличались казаки на войне. ВОЕННАЯ, БОЕВАЯ СЛАВА почиталась ими выше всего. Боевыми рыцарями они были, боевыми рыцарями они и остались. Не было похода, в котором не участвовали бы донцы. Не было войны, где бы они не отличались, не было сражения, где бы они не проливали кровь свою за императора и родную Россию.

Слава былого вольного общества казачьего преобразилась в славу великого войска Донского и прокатилась волною от берегов Атлантического до берегов Великого океана.

В 70-х годах 18-го столетия в России вспыхнуло новое народное восстание, которого империя не знала со времени Кондратия Булавина. И снова во главе его стал донской казак –Емельян Пугачёв. Пугачёв строил дерзкие планы похода на Москву, но сначала он решил поднять против власть имущих Дон. По его приказу на казачью землю были посланы небольшие конные партии агитаторов, чтобы звать казаков на борьбу за прежние вольности, отобранные прежними государями. Однако донцы, хорошо знавшие, что призывы эти исходят не от государя Петра Фёдоровича, а от их же земляка, казака Зимовейской станицы Емельки Пугачёва, были глухи к этим призывам. Финал восстания вызрел быстро и неожиданно: в сентябре 1774 года группа бывших соратников Пугачёва, стремясь купить себе таким образом жизни, захватила в плен «мужицкого царя» и выдала связанным одному из командиров правительственных войск. Казаки через правившего всем югом России Потёмкина просили императрицу о перенесении Зимовейской станицы на другое место. Просьба их была исполнена. Станицу перенесли на другой берег и назвали её Потёмкинской. Самый род Пугачёвых был переименован в Сычёвых, и на Дону не осталось ничего, что напоминало бы об этом изверге, опозорившем войско Донское. Тогда же последовал указ о переименовании города Яицка, где больше всего было изменников, в Уральск, реки Яика – в Урал и Яицкого войска - в войско Уральское. Восстание поднятое казаками, постепенно затихло и в нём вольное казачество спело свою последнюю песню.

С тех пор, под действием государственных порядков, оно потеряло окончательно свой оппозиционный склад и превратилось в пограничную милицию, послушную правительственному руководству. В роли такой милиции оно продолжало существовать на реках Терек, Кубани, Яик. Была попытка вооружённого восстания в 1792-1794 годах, было пассивное сопротивление атаманов С.Д. Ефремова, тяготясь опекой Петербурга, и постоянным вмешательством русских властей в дела Войска, он решил освободить Дон и добиться прежних свобод, которыми Дон пользовался до царствования Петра Великого. А.К. Денисов, который упорно защищал старые донские обыкновения. А.В. Иловайский пытался составить предварительный свод всех установлений и обычаев Донских Казаков до того времени и приобщить их в силу закона. Были в мятежной истории донского казачества малоизвестные и почти забытые страницы: к их числу относится и трагическая история братьев Евграфа и Петра Грузиновых, дворян, героев многих сражений русско-турецкой войны 1787-1791 годов, мечтавших о введении в России республиканского строя. Не помогло дружное наступление на казачью душу всех военных, гражданских и научных кругов России. Им всем сообща удалось внести в казачьи понятия много ложных представлений, но искоренить у Казаков память об особенных исторических правах, искоренить сознание обособленности , не удалось. Поэтому после революции 1917 года возродились Круги, провозглашена независимость, которая два года оборонялась в кровавой борьбе от новой русской власти Советов. Во-время революции 1917 года, сопровождающейся крушением фронтовых армий, особенно проявились высокие качества казака.

Казачьи воинские части на фронте не разошлись, а установили подлинный демократический строй и тем самым сумели сочетать революционную свободу с государственным порядком. Всеобщим голосованием они учредили в каждом войске выборное народное собрание с законодательными правами: Войсковой круг на Дону, войсковая Рада на Кубани, выбирали войсковых атаманов, установили независимый суд и независимый контроль над расходованием местных средств. В феврале 1917 года рабочие Петрограда вышли на демонстрацию. Начальник Петроградского военного округа генерал Хабалов дал распоряжение казакам разогнать демонстрантов. Когда первая донская казачья сотня увидела невооружённых демонстрантов в мирном шествии, то опустила пики и вложила шашки в ножны. В этом первом соприкосновении с революционной толпой донские казаки проявили солидарность с вольными устремлениями народа, его законным протестом, повлияло баламутское нутро казачества. Кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба революции, если бы казаки в тот первый момент выступили с оружием в защиту царского самодержавия. Остальные казачьи формирования в Петрограде также миролюбиво относились к революционным выступлениям народа. В казачьих областях во время революции соблюдался полный порядок, жизнь протекала спокойно. Права личности были ограждены и имущество не подвергалось революционному отчуждению. Все, кому удавалось вырваться из объятой революционным пожаром России и переехать в казачьи области, спасли свою жизнь и остатки своего имущества. Среди революционного угара было обращение атамана Каледина. Это было трезвое, благоразумное слово людей, которые призывали к жертвенности во имя спасения родины, требовали создания сильной, независимой и авторитетной власти, призывали к сохранению государственного единства России, к воссозданию военной силы и к бережному расходованию народных средств, к труду и порядку. К глубокому сожалению, эти трезвые голоса не были услышаны. Обстановка на Дону резко изменилась с приходом к власти большевиков, объявивших себя единственной силой, способной привести казаков к «светлой жизни». Атаман Каледин и донское правительство не признали Октябрьский переворот и новую власть. 22 ноября Каледин объявил Область Войска Донского на военном положении, направив окружным и станичным атаманам телеграммы с требованием принять « все меры включительно до введения в надлежащих случаях военного положения и применения вооружённой силы к подавлению малейшей попытки с чьей бы то ни было стороны в Донской области выступление против временного правительства. Атаман предложил главе и членам свергнутого правительства приют и покровительство Дона. Он призвал всех врагов большевизма стать в ряды защитников законной власти, в ряды защитников России. В этот ответственный период атаман Каледин, не обладавший дальновидностью и трезвым умом, принял неправильное военно-политическое решение предоставить территорию Дона в качестве контрреволюционного плацдарма вместо того, чтобы объявить автономную самостоятельность Донской области, вернуть все казачьи части с фронта и никого не допускать на свою территорию ни белых, ни красных, Сил и средств для сохранения донской казачьей самобытности в ту пору

имелось в полнее достаточно.

 

Когда коммунистическая власть направила вооружённые отряды Красной гвардии против казаков, временно заняла казачьи области и стала насилием и террором устанавливать там свои порядки, казаки через полтора-два месяца восстали против неё и вместе с русскими частями Белой Армии три года вели вооружённую борьбу. Справедливость требует признать, что из всего многомиллионного населения Российского государства только казаки как народ в массе организованно восстали против коммунистического насилия. Шли на борьбу все способные носить оружие, и в одной части можно было встретить отца, сына и деда. Остальное население помогало бойцам: возили на фронт оружие, патроны, продовольствие, фураж, а обратно домой везли больных, раненых и убитых. Противники казаков, желая опорочить их, указывали, что они восстали против советской власти и вели с ней борьбу, потому что были контрреволюционерами и хотели посадить царя на престол. Это НЕПРАВДА! Там, где лилась кровь, надо быть справедливым и к врагам. Казаки боролись за право устраивать свою жизнь самим, за свободу против грубого насилия, за демократию против диктатуры пролетариата, за государственность, право и порядок против произвола и анархии… С конца зимы 1919 –го года гражданская война на донской земле приняла невиданно ожесточённый характер. Борьба шла на полное истребление казаков, ибо 24 января 1919-года появилась человеконенавистническая директива о расказачивании, подписанная Я. Свердловым. В ней говорилось: « Циркулярно. Секретно. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества, путём поголовного их истребления.

  1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те же меры. Которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против советской власти.
  2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.
  3. Принять меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
  4. Уровнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.
  5. Провести разоружение, расстрелять каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
  6. Выдать оружие надёжным элементам из иногородних.
  7. вооружённые отряды оставлять в казачьих станицах; впредь до установления полного порядка.
  8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твёрдость и неуклонно проводить настоящие указания.

Центральный комитет постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли. ЦК РКП(б)».

Донбюро в дополнении к январской директиве Свердлова разработало свою собственную директиву ревкомам: « В целях скорейшей ликвидации казачьей контрреволюции и предупреждения возможных восстаний Донбюро предлагает провести через соответствующие советские учреждения следующее:

  1. Во всех станицах, хуторах немедленно арестовать всех видных представителей данной станицы или хутора, пользующихся каким-либо авторитетом, хотя и не замешанных в контрреволюционных действиях, и отправить как заложников в районный трибунал.
  2. При опубликовании о сдаче оружия объявить, что в случае обнаружения по истечении указанного срока у кого-либо оружия будет расстрелян не только владелец оружия, но и несколько заложников.
  3. В состав ревкома ни в коем случае не могут входить лица казачьего звания не коммунисты. Ответственность за нарушение указанного возлагается на райревкоморганизаторов местного ревкома.» Всед за директивой ЦК РКП(б) в газете Троцкого «Известия народного комиссариата по военным делам» появилась статья Вацетиса, в которой автор, стремясь перечеркнуть многовековые заслуги казачества перед Отечеством, писал: « У казачества нет заслуг перед русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед тёмными силами русизма… По своей боевой подготовке казачество не отличается способностями к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить сходство между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира». И далее следовал откровенный призыв к террору против казачества: « Стомиллионный российский пролетариат не имеет никакого нравственного права применять к Дону великодушие… Дон необходимо обезлошадить, обезоружить, обезнагаить. На всех их революционное пламя должно навести страх, ужас, и они, как евангельские свиньи, должны быть сброшены в Чёрное море». Развивая эти жуткие террористические планы, Троцкий заявил на совещании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: « Казачество - опора трона..Уничтожить казачество, как таковое, расказачить казачество - вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области». Сразу же за директивой о расказачивании последовали практические карательные акции красных, превратившиеся в вакханалию массового уничтожения казаков и их семей. Дон превратился в ад. Это видели все, даже сами красные. Филипп Миронов, командовавший корпусом красных, с горечью писал, имея в виду бесчинства троцкистских комиссаров: « Коммунисты своими злодеяниями вызвали на Дону поголовное восстание. Кровь, теперь пролитая на Южном фронте, это кровь напрасная и лишняя и проливается она под дикий сатанинский хохот новых вандалов, воскресивших своими злодеяниями времена средневековья и инквизиции. Население стонало от насилия и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса». В этих условиях казакам не оставалось иного пути, как подняться на всеобщую борьбу, дабы спасти себя, своих родных и близких от поголовного физического уничтожения…Братоубийственная война собирала обильную жатву на донской земле, и кто может точно назвать правого и виновного в этой кровавой бойне?!.. Наступление белых казачьих полков, поддерживаемое почти всем казачьим населением Дона, привело к успеху: к лету 1919 года практически весь Дон был очищен от большевиков. Однако к осени этого же года после ожесточённых кавалерийских сражений успех стал клониться на сторону красных. Казаки пытались удержаться на рубеже Дона. Но им это не удалось…В декабре 1919 года войсковой атаман Африкан Богаевский отдал приказ об эвакуации на Кубань из Новочеркасска донских правительственных, учебных и административных учреждений, а также исторических реликвий Дона. Уходили молодые казаки, гарцевавшие на всхрапывающих лошадях; на подводах, горестно склонив головы, сидели старики, женщины, дети. Многие плакали, чувствуя, что навсегда, навеки покидают родные курени. Родную землю, где оставались родные могилы, воспоминания о днях беспечного детства… С 1920 года Всевеликое Войско Донское прекратило своё существование.

…В ноябре 1990 года на казачьем Кругу в Ростове-на-Дону был создан Союз казаков Области Войска Донского, высказавшийся за то, чтобы считать гражданскую войну на Дону закончившейся.

 

Круг поставил перед собой задачу возрождения Дона на началах народоупрвления, православия, свободы предпринимательства и духа.

16 июля 1992 года было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации о реабилитации казачества. Этим постановлением были отменены репрессивные акты в отношении казачества, принятые в 1918-1920 годах. За возрождающимся казачеством были признаны права на воссоздание традиционного социально- хозяйственного уклада жизни и культурных традиций, форм землевладения и землепользования несения военной службы в частях Вооружённых Сил и пограничных войсках России. В июне того же года появился Указ Президента Российской Федерации « О мерах по реализации Закона Российской Федерации, «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества». В 1997 году общественная организация Всевеликое Войско Донское была принята на государственную службу, на службу Дону и России…

     

 
 

 
 

 
 

 
 

 

 

 

 

 

 
     
     
Сайт создан в системе uCoz