Персональный сайт

Колесникова Виктора Николаевича

 

Домашняя

О себе

Книги

Статьи

Фотоальбом

Гостевая книга

 

 

 

Легенды и мифы Санкт-Петербурга.

«На берегу пустынных волн…»

Легенда о пустынных невских берегах, блестяще сформулированная Пушкиным настолько завладела умами современников, что стала передаваться из поколения в поколение. И утвердилась в нашем сознании до такой степени, что мы иначе и не представляем себе допетербургскую территорию, как болотистую, покрытую лесами, необжитую пустыню.

На самом же деле только на месте исторического центра существовало около сорока поселений, причём многие из них ещё задолго до шведской оккупации принадлежали Новгороду. Крепости и церкви, дворцы и мануфактуры будущей столицы строились на уже обжитых местах.

Писцовая книга Водской пятины земель новгородских сообщала в 1500 году, что здесь, на месте сегодняшнего Смольного, стоял русский посад в 316 дворов, именовался Спасским Городенским посадом Ореховского уезда. В 1611 году на другом берегу Невы, как раз напротив посада, завоеватели-шведы заложили крепость Ниеншанц. От неё начал расти город. На земле посада тоже возвели укрепление - форт Сабина. 27 апреля 1703 года пришли к форту русские полки под командованием фельдмаршала Б.П. Шереметева, овладели Сабиной, а потом после мощного артиллерийского обстрела сдалась крепость Ниеншанц в устье Большая Охта, впадающей в Неву у самого её устья. Новую крепость решено было основать ближе к морю. Петр 1 отказался закрепиться в Ниеншанце, так как считал, что тот «мал, далёк от моря, и место не гораздо крепко от натуры». Так на берегах Невы возник город. Начали возводить свои крепости. Первую - для обороны отвоёванных русских земель. 27(16) мая 1703 года была заложена Петропавловская крепость, положившая начало Санкт-Петербургу. В мае же были взяты древнерусские крепости Ям и Копорье. Через год была укреплена артиллерией крепость в заливе напротив устья Невы. Названа она была Кроншлот и защищать её было приказано до последнего человека. Вторая - Адмиралтейство- чтобы строить корабли. На валах Адмиралтейства стояли пушки, под их охраной корабелы создавали русский Балтийский флот. Флот в ту пору был деревянным, а потому требовал крепкого смоления. Смола - материал горючий, рядом с сухим деревом и парусиной держать его опасно. Вот и отнесли Смольный двор подальше от Адмиралтейства - к Спасскому посаду. Построили за Смольным двором небольшой деревянный дом с садом для царя Петра 1. После его императрица Екатерина 1 повелела на участке Смольного дома возвести загородный летний дворец и подарила его своей дочери Елизавете. В 30 годах 19 века, после изучения старинных писцовых книг Новгородской земли, выяснилось, что название «Васильев остров» появилось ещё в допетровское время. В переписной окладной книге Водской пятины 1500 года при перечислении сёл, починков и усадищ, расположенных по берегам Невы, упоминается Васильев остров. Такое наименование острова встречается и в других старинных документах. На Васильевском острове располагался домик графа Делагарди. Задолго до основания города этот остров имел русское название - Васильев остров. Это название существовало со времён Новгородской Руси. На месте Адмиралтейства - безымянное шведское поселение. Лахта - это старинное финское поселение, известное задолго до основания Петербурга. Его название финского происхождения и связано с географическим расположением посёлка. В переводе Лахта буквально означает «залив», «бухта». В устье Фонтанки - деревня Каллила, впоследствии ставшая Калинкиной. На месте Михайловского замка - мыза майора Конау с ухоженным обширным садом, волею Петра превращённый в Летний сад. В давние, допетербургские времена, как свидетельствуют топографические планы 17 века, в ряду других, более или менее мелких поселений, ютившихся невдалеке от залива, стояла небогатая финская деревушка Аутово. Как полагают исследователи, название это восходит к финскому слову «ауто», что означает «пустош». Жизнь поселян из поколения в поколение сводилась к добыче пропитания в открытом море и к спасению нехитрого скарба, когда море обрушивалось на сушу. Тогда предусмотрительно собранные дома превращались в плоты, умело управляемые терпеливыми поморами. Едва стихия сменяла гнев на милость, как Аутово вновь дымило кострами, мычало коровами и звенело ребячьим смехом. Возможно, и не догадывались жители Аутово, что в нескольких верстах от их хижин перемещаются государственные границы, меняется гражданская принадлежность обывателей, возводится новая столица, определяется и их судьба. Постепенно финское Аутово превращается в Автово. «Охта» - это ижорско-финское слово, означающее «закат», «запад». Некоторые исследователи переводят название реки Охты как «Медвежья речка». Во всяком случае история этого топонима насчитывает много больше времени, нежели история Петербурга. Охта - место, откуда начинался Петербург. История поселения восходит к старо-давним временам, когда на древнем торговом пути «из варяг в греки» новгородцы выстроили один из двух сторожевых постов. Место оказалось удобным для обозрения и не затапливалось во время наводнений. Однако « в лето 6808 (1300 год), - как свидетельствует Софийская летопись, - приидиша из Замория свеи (шведы) в силе велице в реку Неву…и поставища его твёрдостою несказанною …нарекоша его Венец земли (Ландскрона)». В 1301 году сын Александра Невского Андрей отвоевал у шведов этот важный стратегический мыс. Только через два с половиной столетия в ходе Ливонской войны шведы вновь возвращают себе эти земли. На берегах Охты они возводят портовый город Ниен и крепость для его защиты - Ниеншанц. Ульянка, скорее всего, название произошло от финской деревушки Уляла, которая, согласно Географическому чертежу Ижорской земли, находилась в Дудергофском погосте, восточнее Стрелиной мызы, приблизительно на том месте, где расположена нынешняя Ульянка. Купчино. Один из самых крупных районов города возведён на месте старого, ещё допетербурского поселения Купсино, упоминаемого на шведских картах 1676 года. не подозревая о будущем, вели своё допетербургское существование Сабирино, Одинцово, Кухарево, Максимово, Волково. Кстати, и первыми строителями Петербурга наряду с солдатами и пленными шведами были и жители именно этих деревень. И всё же легенда о безлюдной пустыне на месте будущего Петербурга в народе жила. Скорее всего, её породили невиданный размах строительства и стремительность появления новой столицы на карте Европы.

 

НАЗВАНИЕ ГОРОДА.

ГОРОД ПЕТЕРБУРГ НАЗВАН В ЧЕСТЬ СВОЕГО ВЕЛИКОГО ОСНОВАТЕЛЯ ПЕТРА 1.

Это широко распространённое убеждение можно было бы не считать легендой, а квалифицировать как обычное заблуждение, основанное на незнании фактов и совпадении имён, если бы не откровенное желание петербуржцев -петроградцев –ленинградцев видеть в изначальном названии своего города имя его создателя. От этого желания до мифотворчества оставался один шаг. Вымысел, легенды и факты истории замысловато переплетаясь и образуя единую художественную ткань, почти триста лет сосуществуют, не противореча друг другу, однако и не уступая друг другу в праве на истинность. В конце концов грани между ними стёрлись, и нет ничего удивительного в том, что и то и другое стало восприниматься правдой. Петр был крещён 29 июня 1672 года в день святых апостолов Петра и Павла. Идея назвать какую-нибудь крепость в честь своего христианского патрона завладела им задолго до основания Петербурга. Причём по замыслу Петра крепость эта должна была стать ключевой, открывающей России врата к морю, что соответствовало значению апостола Петра в христианской мифологии, где слыл ключарём, обладателем ключей от рая. В 1697 году такую крепость должны были воздвигнуть на юге в случае успеха Азовского похода. Поход закончился неудачей. Провалилась попытка выйти в Европу через Азовское и Чёрное моря. И только спустя шесть лет, 16 мая 1703 года, в дельте Невы основывается крепость в честь святого Петра. На голландский манер её назвали Санкт-Питербурх. После закладки в крепости собора Петра и Павла за ней закрепилось неофициальное название - Петропавловская, а первоначальное имя Санкт-Петербург распространилось на возникший под защитой крепости город.

 

АНТИХРИСТ И ЕГО ГРАД.

Господь, разгневавшись на людей за их грехи и вероотступничество, отвернулся от чад своих. Воспользовавшись этим, на землю в образе Петра явился Антихрист с градом своим, названным Петербургом. Поводом для сочинения легенд становилось всё! Перенос столицы из Москвы в Петербург и бритьё бород, приглашение на службу иностранцев и реформа письменности, введение ассамблей и нового покроя одежды… Представление о Петре как Антихристе усилилось после указа царя о запрещении строительства каменных зданий, в том числе и церковных, по всей России, кроме новой столицы. Бывало, что даже фундаменты церквей разбирали и переправляли в столицу. Что и послужило, среди прочего, основанием для именования Петербурга градом Антихреста.

Петербург стремительно поднимался из «тьмы лесов и топи блат». Небывалый размах строительства единодушно отмечали практически все иностранные дипломаты и путешественники, побывавшие в то время в Петербурге. Правда, цена этой стремительности и размаха была чудовищно высока. По словам Ключевского, «едва ли найдётся в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте». По некоторым источникам, за время правления Петра 1 население России уменьшилось в четыре раза. Цена человеческой жизни действительно была ничтожно мала. Жесточайшие указы, которые заканчивались неизменными угрозами «о лишении живота», следовали один за другим. «Работных людей» на строительство Петербурга сгоняли со всех губерний Российского государства. Они осушали болота и прорывали каналы, спрямляли реки и прокладывали дороги, укрепляли берега и возводили плотины. Первыми строителями Петербурга были солдаты регулярной армии, пленные шведы и немногочисленные местные жители - финские крестьяне. Но колоссальный размах строительства, его невиданные темпы, исключительно тяжёлые природные условия и спешка в сложной обстановке Северной войны требовали от Петра 1 скорейшей и решительной мобилизации людских ресурсов. Осенью 1703 года на строительстве города было занято 20 тысяч человек, а уже в марте 1704 года издаётся указ о присылке в Петербург из 85 мест и местечек почти всех российских губерний 40 тысяч работных людей. Через год новым указом предписывается отправлять на строительные работы по одному человеку с девяти дворов, разделив их на три смены, снабдив пропитанием и инструментом для работы. Практически вся страна многие годы исполняла эту каторжную повинность. Прибывшие селились артельно, строго соблюдая губернский, национальный или профессиональный принципы расселения. Жили в шалашах и землянках, отрабатывали положенный срок и, похоронив умерших от голода, изнурительного труда, болезней и невыносимых условий, возвращались в свои губернии, уступая место новым партиям переведенцев. Они были первыми строителями Петербурга, но их, тем не менее, нельзя считать его первыми жителями. Эту почётную категорию наряду с офицерами и дворянами составляли квалифицированные мастеровые, набранные по всей России и сосланные в Петербург «на вечное житьё», согласно царскому указу, вместе с жёнами и детьми. Это были плотники и каменщики, кузнецы и портные, каменотёсы и гончары, люди самых разных профессий, оставившие по себе память в старинных названиях районов и улиц, рек, мостов, островов…

На заре своего существования Петербург был каторгой, куда ссылали на принудительные работы беглых солдат и крепостных, высылали на постоянное место жительства бродяг, не имеющих родства. Но постепенно он становился центром притяжения такого огромного количества добровольно ищущих заработка, какого не знал ни один город государства. Предложение определялось спросом. Петербургу требовались каменщики и портные, часовщики и кучера, булочники и дворники, чернорабочие и мастеровые, прислуга и просто дворовые люди. Этот постоянный и ненасытный спрос удовлетворялся крестьянами, которых смертельная нужда и необходимость внести оброк гнали с насиженных мест в город. Поиск работы начинался с обязательной регистрации в полицейской Конторе адресов, где прибывшие получали временный вид на жительство и адреса петербургских бирж. Их было несколько. Плотники и каменщики предлагали себя на Сенной площади, кухарки терпеливо ожидали будущих хозяев на Никольском рынке под специально построенными навесами, лакеи и садовники - у Синего моста. Особую категорию составляли подёнщики, не имевшие специальности и бравшиеся за любой труд. Их можно было нанять на «Вшивой бирже» - перекрёстке Невского проспекта, там, где он, утратив свой великосветский блеск, превращался в обыкновенную грязную улицу, и Литейного проспекта, в 18 веке шедшего от Владимирской площади до главного входа в Литейный двор на берегу Невы. Здесь, среди беспорядочной толпы работников и нанимателей, сновали услужливые уличные парикмахеры, готовые свершить торжественный обряд «пострижения» тут же на тумбе тротуара.

 

ПОЛУДЕННЫЙ ВЫСТРЕЛ.

Долгое время считалось, что полуденный выстрел тоже ввёл Петр 1.

Каждый день ровно в полдень катится над волнами Невы эхо выстрела. Прохожие, услышав его, на свои часы поглядывают, сверяют. Удивлённым гостям поясняют охотно: - ЭТО Петропавловка бьёт. Полуденный выстрел. Стреляет пушка. Гремит с Нарышкинского бастиона. Вылетает из ствола орудия сизый клубочек дыма и тут же рассеивается. Петропавловка словно напомнить хочет, что она крепость, выросла для сражений с врагом в грозное для страны время. Впервые заговорили о нём в 1735 году, когда академик Делиль предложил проект, «чтобы дать каждому санкт-петербургскому обывателю способ, как исправно заводить по солнцу стенные и карманные часы». В ту пору Петербургская Академия наук уже имела свою обсерваторию, могла точно определить полуденный час. Вот Делиль и предложил: «… того ради надлежало бы однажды выстреливать из пушки точно в самый полдень и для того надобно бы было приказать тем, которые бы имели стрелять с Адмиралтейского бастиона, что против обсерватории. Чтоб они на каждый день были готовы немного прежде полудня к выстрелу, в ту самую минуту, как с обсерватории дастся им сигнал, каков определён быть имеет». Хотя и не сразу, но с предложением академика согласились. Пушку установили не на Адмиралтейском валу, а в Петропавловской крепости, и с 1736 года она исправно сообщала петербуржцам время полудня. Этот обычай просуществовал до 1 июля 1934 года. Старые пушки крепости пришли в полную негодность и замолчали. Но прошло ещё 23 года, и исполком Ленгорсовета вынес специальное решение: возродить историческую традицию. На стены Нарышкинского бастиона подняли две 152-миллиметровые гаубицы. Эти орудия стояли у стен Ленинграда в годы блокады, на их стволах и лафетах сохранились следы « осколочных ранений». Теперь им предстояла другая служба. Ровно в 12 часов дня 23 июня 1957 года эхо выстрела снова прокатилось над волнами Невы.

 

АДМИРАЛТЕЙСТВО.

КОРАБЛИК АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА

 

Прообразом кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства, был первый русский военный корабль « Орёл», построенный царём Алексеем Михайловичем.

Все три флага на мачтах кораблика выполнены из чистого золота. А в носовой части корабля хранится личная буссоль Петра 1.

5 ноября 1704 года в походном журнале Петра 1 появляется запись: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в Аустерии». Место для строительства Адмиралтейства было выбрано не случайно, Во-первых. Здесь стояло, известное ещё в 16 веке поселение Гавгуево, а значит, территория была более или менее сухой, во-вторых, Нева здесь достаточно широка, что было удобно для спуска кораблей со стапелей, в-третьих, в случае необходимости, Адмиралтейство могло служить крепостью. Северная война ещё не начиналась, и никто не знал, сколько она может продлиться. Строилось Адмиралтейство по личным карандашным наброскам самого Петра 1 и представляло собой длинные мазанковые сооружения в виде буквы «П». Глухая сторона «покоя» служила крепостной стеной, перед которой были вырыты наполненные водой рвы, насыпаны земляные валы, устроен открытый луг для просмотра окрестностей и возведены другие фортификационные сооружения в полном соответствии с правилами военного строительства того времени. В 1719 году была предпринята первая перестройка Адмиралтейства под руководством «шпицного и плотницкого мастера» Германа Ван Болеса. Именно тогда над выездными воротами и установили высокий «шпиц с яблоком» и корабликом на самом острие «шпица». Это была первая перестройка Адмиралтейства. Затем будет перестройка, предпринятая И.К. Коробовым в 1727- 1738 годах и А.Д. Захаровым в 1806-1823 годах. Однако ни тот, ни другой не посягнули на блестящую находку «шпицного и плотницкого мастера» Ван Болеса. Кораблик с тех пор превратился в наиболее известную эмблему города, в его символ. И уже в 18 веке вокруг него началось мифотворчество, потому что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на «шпице» Адмиралтейства не имел. В поисках истины заглянули в допетровскую историю. Оказывается, тишайший царь Алексей Михайлович построил в 1668 году первый русский военный корабль «Орёл». Размеры его были невелики- чуть более двадцати метров в длину и шесть с половиной в ширину. «Орёл» строился на Оке, и первое своё плавание совершил по Волге от села Деденево до Астрахани. Это первое плавание стало для «Орла» и последним. В Астрахани корабль был захвачен отрядом Степана Разина и сожжён. Сохранилось изображение этого «прадедушки русского флота», сделанное неким голландцем. И, пожалуй, есть некоторое сходство кораблика на Адмиралтействе с изображением на рисунке. В 1886 году при очередном ремонте Адмиралтейской иглы кораблик сняли и поместили в Военно-Морской музей, а на его месте была установлена точная копия.

 

ЗОЛОТАЯ КУБЫШКА.

Внутри позолоченного шара под корабликом находится круглая кубышка из чистого золота, в которой сложены все образцы золотых монет, отчеканенных в Петербурге с момента его основания. Шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.

Иначе, без «яблока», придающего всему сооружению изящество и грациозность, кораблик, венчающий острие Адмиралтейской иглы, и не воспринимается. «Яблоко» тоже придумано Германом Ван Болесом. В нём действительно лежит шкатулка, хотя и не золотая. В шкатулке хранится информация о всех ремонтах шпиля, указаны имена мастеров, производивших ремонт, и сложены экземпляры петербургских и ленинградских газет времени проведения ремонтных и реставрационных работ.

 

 

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА.

15 июля 1240 года новгородский князь Александр Ярославич, преодолев упорное сопротивление шведов у Чёрной речки, нынешней Монастырки, одержал над ними знаменитую победу, за что и вошёл в историю под именем Невский. Через 463 года после этого события Пётр 1 здесь же вновь наголову разбил шведов и основал на Неве город Петербург. Через некоторое время он велел заложить монастырь во имя доблестного воина великого князя Александра Невского. На самом деле эта битва произошла далеко от будущей столицы: при впадении в Неву реки Ижоры. Не знал этого Пётр 1 ? Или ошибка была умышленной? Ведь возведение монастыря имело очень большое политическое значение: оно подчёркивало божественный промысел при основании Петербурга и непрерывность исторической традиции борьбы за выход России к морю. Одновременно столица приобретала патрона- святого Александра Невского, задолго до того канонизированного церковью, святого ничуть не менее значительного, чем, скажем Георгий Победоносец для Москвы. И если святой Александр уступал святому Георгию в возрасте, то при этом обладал такими неоспоримыми преимуществами, как реальность существования и конкретность деяний, что в борьбе нового со старым приобретало неоценимое значение. Ни на один день не покидала Петра убеждённость в политической важности основания монастыря. За полгода до кончины Петра 1, в августе 1724 года, из Владимира в Санкт-Петербург с большой помпой были перенесены мощи святого Александра Невского. По значению это событие приравнивалось современниками к заключению мира со Швецией. Пётр собирался учредить орден святого Александра, но не успел. Помня об этом, его учредила в мае 1725 года Екатерина 1.

 

Смольный двор, Смольный дом,

Смольный монастырь, Смольный институт, Смольный.

Название Смольный напоминает о более ранних временах, когда в начале 18 века здесь находился Смоляной двор, глее хранили смолу для постройки кораблей. Отсюда и произошло наименование сооружений, возведённых в этом районе, - Смольный монастырь, Смольный институт. В 1741 году на русский престол взошла дочь Петра 1 Елизавета. А уже на четвёртом году царствования, если верить одному старинному преданию, набожная императрица вдруг решила отречься от престола в пользу своего племянника великого князя Петра Фёдоровича. Елизавета задумала построить монастырь и удалиться от мира. Поэтому монастырь должен быть возведён вблизи города на берегу Невы. Лучшего места, чем Смольный двор, сыскать трудно. 30 октября 1748 года звон колоколов и пушечная пальба оповестили петербуржцев о закладке Воскресенского Новодевичьего монастыря. Имя это не прижилось, монастырь тоже стали называть Смольным. Смольный собор строился с небывалым размахом. Тысячи солдат были согнаны для забивки свай под фундамент и тысячи мастеровых- для возведения стен. Собор вырос не маленьким. Высота его, включая крест, 92,34 метра. Под его основание забито почти тринадцать тысяч свай. Над Невою вставал не просто монастырь, а монастырь-дворец. Финансирование из казны было на удивление щедрым и регулярным. Но когда через несколько лет величественный храм был возведён и оставалось только завершить внутреннее убранство, русские войска перешли границу Пруссии, и Россия ввязалась в Семилетнюю войну. Денег стало катастрофически недоставать. Строительство собора прекратилось. Да к тому времени и мечты государыни о затворничестве незаметно прошли. Появились новые заботы. В 1761 году императрица Елизавета Петровна умерла, так и не дождавшись освящения Смольного собора. С годами монастырь всё более терял своё монастырское обличье. В 1764 году в южном его корпусе открылось первое в России женское учебное заведение- « Воспитательное общество благородных девиц». Год спустя в северном корпусе открылось «Училище для малолетних девушек из мещанского происхождения». Петербуржцы сразу же разделили их по названиям на «Смольный институт» и «Мещанское училище». Собор же был поименован «собором всех учебных заведений». Монастырь как таковой прекратил своё существование в 1797 году. Но его кельи трудно было приспособить под учебные классы, и в начале прошлого века архитектор Джакомо Кваренги на месте бывшего «монастырского двора», строит новое большое здание. Строилось оно довольно быстро: в 1806 году заложили, а в 1808 в новое здание Смольного института уже переезжали воспитанницы. А монастырские помещения, которые они занимали до этого, отдали под «Вдовий дом»- богадельню, где доживали свой век «заслужившие монаршую милость» престарелые и обедневшие вдовы военных и придворных.

В 1917 году в Смольном институте разместился штаб революции. В 1960-х годах ленинградский фольклор прокомментировал это, СТАВШЕЕ УЖЕ ДАВНИМ, СОБЫТИЕ:

« Армянское радио спросили: -Почему победила Октябрьская революция в Петрограде? -Потому что штаб революции разместился в Институте благородных девиц. -?!?! - Если бы они были менее благородны, то моряки взяли бы штурмом не Зимний а Смольный».

В те незабываемые шестидесятые годы тема революционного штурма в ленинградском фольклоре на какое-то время становится господствующей. Сергей Довлатов вспоминает анекдот: « На экскурсии. –А что сейчас находится в Смольном? -Зимний». « Алло, Смольный? - У вас пиво есть? -Нет. –А где есть? -В Зимнем. –Ура-а-а-а!»

Стремительное вселение нового демократического правительства Ленинграда в Смольный в августе 1991 года в народе окрестили: « Штурм Смольного». Так велика и могущественна сила аналогии, Тот год памятен нескончаемыми демократическими митингами - у Казанского собора, на Дворцовой площади. Среди политических лозунгов, начертанных на непривычно белых транспарантах, можно было прочитать категоричное требование: «Трудящиеся Смольного, поделитесь с нами завоеваниями социализма». « Трудящимися Смольного» с лёгкой руки одного неосторожно проговорившегося с экрана телевизора руководителя КПСС стали называть последних партийных функционеров, аппаратчиков коммунистического Смольного. Их более чем 70-летнее пребывание в стенах бывшего Смольного института, говорят, до сих пор ощущается в напряжённой атмосфере бесконечных коридоров, бесчисленных кабинетов и лестничных переходов кваренгиевского шедевра. « Призрак коммунизма в обнимку с призраком убитого Кирова бродит по коридорам Смольного», - мрачно шутят новые обитатели старого института. Кажется, действительно, нет человека, у которого при упоминании о Смольном не возникал бы образ некоего незыблемого оплота революции. Видимо, не случайно издевательский проект музея верного продолжателя дела Ленина Леонида Ильича Брежнева ленинградский фольклор связано с Ленинградом и именно со Смольным.

«- Это здание Смольного института мы хотим отдать под ваш музей, дорогой Леонид Ильич. - Добро. - Это старинное здание первой половины 19 века… - Погодите, погодите… вы говорите, первая половина… А где же вторая?»

Может быть, по причине тех же навязчивых ассоциаций после появления новой для современного Петербурга должности мэра Смольный получил в городском фольклоре соответствующее прозвище: « Мэрзкое место». В 1927 году перед главным фасадом Смольного был открыт один из первых в Ленинграде памятников Ленину. Фольклор не обошёл вниманием эти изменения. Одиозный характер закрытого партийного учреждения в сочетании с тупиковым расположением самого здания в конце Суворовского проспекта породил соответствующую микротопонимику. На блатном жаргоне аллея от пропилей к главному входу в Смольный недвусмысленно называлась: « Аллея партийных паханов», или «Тупик КПСС». Памятник Ленину с характерно вытянутой рукой вдруг оказался удобной мишенью для остроумных зубоскалов и пересмешников периода пресловутой борьбы с пьянством и алкоголизмом. Безымянные авторы знаменитой серии анекдотов « Армянское радио спросили…» умело пародировали болшевистские методы войны с ветряными мельницами: « Куда указывает рука Ленина у Смольного? - На 11 часов- время открытия вино-водочных магазинов в Ленинграде».

В истории Ленинграда Смольный всегда останется местом чудовищной политической провокации, организованной Сталиным в преддверии массовых репрессий 1937 года. 1 декабря 1934 года в коридоре Смольного был злодейски убит первый секретарь губкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров. То, что это убийство было санкционировано и организовано Москвой, ленинградский фольклор сомнению не подвергал.

«На следующий день после убийства Кирова на заседании президиума ЦК ВКП(б) Сталин невнятно и с сильным акцентом проговорил: -«Товарищи, вчера в Ленинграде убили Кирова. Вздрогнув от неожиданности и ничего не поняв, Будённый переспросил: -Кого убили? -Кирова, также невнятно повторил Сталин. –Кого? Кого?, Иосиф Виссарионович? -Кого? Кого?, передразнил Сталин, кого надо, того и убили.

Согласно фольклору, этот криминальный эпизод политической жизни Ленинграда начался после того, как Киров перевёл «красивую жену» инструктора обкома Николаева к себе в аппарат. Пронёсся слух об их связи. Николаев тут же учинил скандал, за что вскоре был арестован. Но через некоторое время его выпустили. Затем, согласно одному из преданий, произошла таинственная встреча Николаева со Сталиным, который сказал ему в личной беседе: «Вы ведёте себя правильно, Вы должны вести себя как мужчина. То, что Киров большой человек, ничто не значит. Вы имеете право на месть, и мы поймём вас, как мужчину». После этого Николаев будто бы снова получил свободный доступ в Смольный. 1 декабря 1934 года он разрядил в Кирова свой пистолет, сказав при этом: « Так будет с каждым, кто захочет спать с моей женой». Так это было или иначе, но в Ленинграде истинным виновником смерти любимца города считали вовсе не Николаева. Родилась частушка, которую, озираясь по сторонам и понижая голос до шепота, люди передавали друг другу. « Огурчики да помидорчики Сталин Кирова убил в коридорчике». «Самолёт летит под ним проталина. Убили Кирова, убьют и Сталина».

Поразительная осведомлённость питерского фольклора. Киров дейсвительно был убит не в огромном -на всю длину здания- коридоре, а в его боковом ответвлении - коридорчике. По малодостоверному преданию, Николаев погиб во время одного из допросов. Якобы его лично застрелил Сталин. Буквально сразу после смерти Кирова в Ленинграде начались массовые аресты. Террор приобрёл невиданные размеры. Тысячи людей были расстреляны, сосланы, приговорены к тюремному заключению. Между тем жизнь продолжалась.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ.

Земли по левому берегу Невы царь Пётр раздавал осмотрительно. Вблизи Адмиралтейства, к примеру, запретил раздавать участки лицам, не принадлежащим к морским чинам. Полагая, вероятно: где строиться кораблям, там и жить морякам. Вот и встали над Невою дома «великого адмиралтейца», командующего русским флотом графа Ф.М. Апраксина, вице-адмиралов Крюйса и Брокна, а вдоль реки Мьи (нынешней Мойки) лицом к ней выстроились домики морских офицеров. Рядом загомонил морской рынок, продающий «всякий товар и харч, также дрова и сено». Потом и сам царь перебрался на левый берег Невы. Решил строить для себя Зимний дворец, тоже поближе к Адмиралтейству. И, собственного указа не нарушая, получил участок при впадении в Неву Зимней канавки, но не как царь, а в качестве корабельного мастера Петра Алексеева. Нехитрую сию уловку все, конечно, понимали, да уж коли захотелось царю поиграть словесами - пусть потешится. ПЕРВЫЙ царский Зимний дворец был построен в 1711 году архитектором Д. Терзини. Дворец был деревянным. Главным фасадом он выходил на Зимнюю канавку. Место царю понравилось, а дворец – нет. В 1711 году специально к свадьбе Петра 1 и Екатерины Алексеевны «маленький домик» был значительно перестроен и превращён в настоящий царский дворец. Вопреки утверждениям многих историков, торжественный пир по случаю монаршего бракосочетания состоялся не во дворце Меньшикова на Васильевском острове, а в большом зале первого Зимнего дворца. Косвенным аргументом в пользу этого факта может служить одно старинное петербургское предание. Через 12 лет после свадьбы, узнав о неверности Екатерины, царь привёл её в тот самый зал с огромными венецианскими зеркалами в простенках. «Ты видишь, - сказал он жене,- это венецианское стекло? Оно сделано из простых материалов, но благодаря искусству стало украшением дворца. Я могу возвратить его в прежнее ничтожество». И, размахнувшись, ударил по зеркалу своей знаменитой тростью. Бывшая портомойка, трофейная девка Марта Скавронская, к тому времени хорошо изучившая непредсказуемый характер Петра и, как никто другой, умевшая с ним разговаривать, промолвила: «Но стал ли от этого дворец ваш красивее?» Однако намёк поняла. В 1716 году по проекту архитектора Г. Маттарнови возводится ВТОРОЙ зимний дворец. 28 января 1725 года в нём скончался Пётр Великий. Новая императрица – Анна Иоанновна повелела архитектору Растрелли построить ТРЕТИЙ по счёту Зимний дворец. Строительство нового Зимнего дворца началось весною 1732 года. Императрицу Анну сменила на престоле Елизовета, и в Зимнем дворце опять начались перестройки и переделки. Проект нового, теперь уже ЧТВЁРТОГО, Зимнего дворца также составил Варфоломей Варфоломеевич Растрелли. Императрица Елизавета так и не дождалась окончания строительства дворца, переселилась «в мир иной». В апреле 1762 года Пётр 3 мог въезжать во дворец «с пушечною пальбою». Но ненадолго. Его выдворила с российского престола супруга и села на трон сама. Россией стала править Екатерина 2. Ныне существующий ПЯТЫЙ Зимний дворец строился с 1754 года по 1762 год. Зимний дворец после пожара 1837 года был восстановлен без каких-либо серьёзных изменений.

ЭРМИТАЖ.

В непосредственной близости к Зимнему дворцу по проекту Ж.Б. Вален-Деламота возводится специальное здание для размещения художественных коллекций -Малый Эрмитаж, известный в 18 веке как «Ламотов павильон». Но коллекции разрастались с такой скоростью, что возведение новых зданий для них начиналось ещё до окончания строительства предыдущих. С 1711 года 1787 год Ю.М. Фельтен строит Старый Эрмитаж, а с 1783 года Джакома Кваренги начинает и одновременно с открытием Старого Эрмитажа заканчивает возведение Эрмитажного театра. Оба здания объедены Аркой над Зимней канавкой. Рассказывают, что завистники, пытаясь принизить архитектора в глазах императрицы, доказывали, что Арка непрочна и может упасть. Екатерина приказала тщательно проверить расчёты, после чего, как передаёт легенда, устроила в галерее над сводом Арки грандиозный пир, дабы завистники были посрамлены и все могли убедиться в прочности конструкции. После открытия Эрмитажного театра в строительной деятельности на Дворцовой площади наступает полувековое затишье. Затем. В 1839-1852 годах по проекту немецкого архитектора Лео фон Кленце сооружается очередное специальное музейное здание Нового Эрмитажа. Оно хорошо известно благодаря десяти мощным гранитным фигурам атлантов, созданных скульптором А.И. Теребенёвым. На студенческом сленге крыльцо Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы называется «Атланты», а у современных молодожёнов существует примета, Если сразу после регистрации брака прийти к Атлантам и поочерёдно подержаться за большие пальцы ног мифических титанов, счастье в супружеской жизни будет гарантировано. Все пять эрмитажных зданий объединены друг с другом внутренними переходами, коридорами, лестницами и галереями. Сегодня это один из крупнейших музеев мира. Эрмитажные залы, наполненные бесчисленными сокровищами мировой культуры, возраст которых превышает многие тысячелетия, порождают самые невероятные мифы и удивительные легенды.

В скандальной мифологии эпохи застоя особое место занимают легенды о царском парадном сервизе из эрмитажного собрания, взятом тогдашним хозяином Ленинграда Григорием Васильевичем Романовым для свадьбы своей дочери. Среди сотрудников Эрмитажа до сих пор бытует предание о том, как проходила эта экспроприация. На неожиданный звонок из Смольного директор Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский будто бы решительно заявил: «Только через мой труп». Но когда услышал в ответ, что это не является серьёзным препятствием, сказался больным и отправился домой. Через короткое время к Эрмитажу подъехала машина, из которой вышли решительные юноши в одинаковых костюмах и в сопровождении испуганного заместителя Пиотровского направились за сервизом. Восстал против такого партийного хамства только один человек. Им оказался научный сотрудник Эрмитажа Тарасюк. Он надел на себя металлические средневековые доспехи и, размахивая всамделишным музейным мечом, «грохоча стальными сапогами и позванивая шпорами», двинулся на широкоплечих сотрудников обкома КПСС. Похолодев от ужаса, экспроприаторы бросились было бежать, но тут случилось непредвиденное. К полночи в эрмитажные залы спускали сторожевых собак. С воем и лаем они бросились на железного рыцаря и вцепились в неприкрытый спасительными доспехами зад несчастного Тарасюка. Оказывается, доспехи, взятые им второпях, предназначались для верховой езды, и зад, соответственно, должен был оставаться свободным от металла. Этого научного сотрудника Эрмитажа, один из авторитетнейших ленинградских специалистов по оружию, в спешке не учёл. К счастью, успели подбежать собаководы и Тарасюк был спасён. Однако из Эрмитажа его уволили, а драгоценный сервиз со всеми предосторожностями, приличествующими случаю, был якобы доставлен в Таврический дворец, где готовились столы для свадебного пиршества.

В одном из залов, среди многочисленных памятников искусства Древнего Египта хранится статуя львиноголовой богини войны и палящего зноя Мут-Соемет. Согласно древнему египетскому мифу, однажды эта кровожадная богиня решила истребить весь человеческий род. Спасло людей вмешательство остальных богов, которые решили обмануть Мут – Сохмет. Ночью они разлили перед ней подкрашенное красным пиво. Наутро богиня, приняв пиво за человеческую кровь, выпила его и успокоилась. Прошли тысячелетия. Однако, как рассказывает современная эрмитажная легенда, угроза человечеству до сих пор не исчезла. Правда, не исчезли и силы, его охраняющие. Раз в году, в полнолуние, рассказывает легенда, на базальтовых коленях львиноподобной богини появляется красноватая лужица, очень напоминающая человеческую кровь или подкрашенное вино. Но незадолго до появления первых музейных посетителей лужица бесследно исчезает.

Совсем недавно, как об этом рассказывают очевидцы, в Эрмитаже, в течение сравнительно короткого времени одна за другой умерли три сотрудницы. Оказалось, что все они работали за одним столом, который находился впритык к иконе «Спаса Нерукотворного», висевшего среди двух десятков других икон в Петропавловской галерее. Таинственное явление взволновало сослуживцев. Пригласили экстрасенсов, которые и обнаружили исходящую от этой иконы «чёрную» энергию. И тогда заговорили о том, что писал икону нехороший человек, в то время как ещё Седьмой Вселенский собор предупреждал о допущении к писанию икон только людей благостных. Но вот наступили новые времена. Музейный мир столкнулся с людьми, чьё жизненное кредо вступало в противоречие с общественными ценностями, хранителем которых считал себя Эрмитаж. Следы этих неразрешимых противоречий обнаружил и зафиксировал петербургский городской фольклор.

Новый русский с радиотелефоном в руках наталкивается на музейное кресло и садится в него. –Молодой человек, - бросается к нему в ужасе музейная дама, -вы с ума сошли! Это же кресло Екатерины Великой! -Ну и что! Когда она войдёт, я встану. После посещения Эрмитажа генерал расписывается в книге отзывов: «Замечаний нет». При советской власти родилась легенда о том, что председатель Временного правительства А.Ф. Керенский в ночь перед штурмом Зимнего бежал из Петрограда, переодевшись в женское платье. Легенда оказалась живучей. Вошла в школьные учебники в качестве исторического факта, хотя на самом деле Керенский всего лишь «решил прорваться через все большевистские заставы» навстречу подходившим и верным Временному правительству войскам. Причиной возникновения легенды стали несколько обстоятельств, в народном сознании слившиеся в одно целое. Во-первых, на охране Зимнего дворца в октябре 1917 года стоял женский батальон. Во-вторых, когда разгорячённые штурмом революционные матросы ворвались в Зимний дворец, они, как рассказывают очевидцы, наткнулись на комнаты, ещё с начала мировой войны превращённые в госпитальные палаты. В одной из них лежали солдаты с головными ранениями. Их было так много- с одинаково забинтованными лицами, что бдительным морякам это показалось странным. Не прячется ли хитрый Керенский среди этих несчастных людей. Самые решительные стали срывать бинты. Началась паника. Сквозь вопли и крики беспомощных раненых вдруг, если верить легенде, послышались членораздельная речь: «Да он ещё вчера переоделся медсестрой и сбежал». Наконец, в третьих, добравшись до Гатчины и не обнаружив там никаких войск. Керенский действительно вынужден был бежать. Переодевшись в предложенную ему вахтенным моряком матросскую форму. Осмысление октябрьских событий 1917 года пришло позже: Под аркой Главного штаба стоят два глубоких старика и, глядя на Зимний дворец, вспоминают: - А помнишь, вон там мы залегли с пулемётом? А помнишь, где стояли наши с Путиловского? А помнишь?.. А помнишь?.. Да, поторопились… поторопились…

 

     

 
 

 
 

 
 

 
 

 

 

 

 

 

 
     
     
Сайт создан в системе uCoz